Стиль спектакля как система выразительных средств и художественных приемов, решение общей эстетической концепции

Анализ спектакля «Клаустрофобия». Режиссёр Лев Додин.

Первое впечатление.

Тяжёлый мюзикл. Построение трапециевидной сцены придаёт замкнутость, ощущение одного организма. Она как будто кричит: «Бойтесь замкнутых пространств! Спешите увидеть мир!».Уникальность сцены состоит так же в том, что множество потайных выходов на сцену. Так же хочется отметить боковые установки, по которым лазят актёры, тем самым передают свои чувства и одержимость более ярко. Присутствует множество философских мыслей героев. Некоторые герои определяют зрителя как народ. Ненормативная лексика и ненормальные поступки придают окрас низости общества. Спектакль состоит из этюдов, который сделали студенты Льва Додина под впечатлением от гастрольных поездок со знаменитым "Гаудеамусом".

Актуальность и злободневность постановки.

Зависимость присутствует в каждом. Эта тема будет актуальна всегда.

У каждого присутствует зависимость. Кто-то зависим от телефона, кто-то от определённых чувств, а кто-то от наркотиков или алкоголя. Это своего рода болезнь, которая находится внутри нашего разума. Обстоятельства меняются, как и время, но человек остаётся прежним!

Тема.

Зависимость.

Изучение предлагаемых обстоятельств постановки и дополнительных источников, характеризующих жизнь, быт, историю, политику и нравы героев.

Россия. После распада СССР. Время «свободы». Начали культивировать разврат и пьянство, советские люди были очень искусно обработаны. Молодёжь и не только она стала активно употреблять не только алкоголь, но и наркотики, теперь это стало легче найти. Больше нет старых устоев и запретов.

Изучение особенностей режиссера, повлиявших на художественный метод и эстетическую концепцию отображения действительности. Язык, образ, идейное содержание.

Творчество Льва Додина, кажется, не оставляет равнодушным никого. Сила его притяжения феноменальна. Мы не делаем обзора творчества Льва Додина, тем более во всем объеме. Здесь будут рассмотрены в основном те его вехи, которые известны автору «изнутри», как участнику педагогических и театральных опытов, начиная со второй половины 70-х годов до сего дня. Большой и оригинальный художник, антидогматик, мастер театрального эпатажа, Додин в известном смысле последовательный традиционалист. Все его основные идеи представляют собой результат глубоко личного, индивидуального осмысления, «пропускания через себя» того, чему он учился по мощной духовной потребности учиться. Додин видит все — в театре, искусстве, жизни — в глубокой сложной взаимосвязи. Его труд — поиск всеобщих начал в эмпирике пьесы, спектакля, репетиции, житейского приключения, сенсационной новости и бытового эпизода. «Если бы забыть все концы и начала, а представить себе, что это все — одно непрерывное течение и сплетение событий...» —важнейшая для Додина формула, выведенная на репетиции «Пьесы без названия». Его давно уже не волнуют «события», «эпизоды», «действия», «куски» — только непрерывное течение жизни.

Художественная проблема, актуальная для данного режиссера (театра).

Режиссёр в спектакле задевает такие проблемы как зависимость от наркотических средств и алкоголя. Название «Клаустрофобия» -боязнь замкнутости, боязнь остаться в этом тесном пространстве из-за алкоголя и наркотиков и невозможность когда-то увидеть настоящий мир.

Есть одно "но" - прославленный коллектив живет и работает, мягко говоря, в очень скромном помещении. В этом же доме располагаются 52 коммунальные квартиры. Обещания предоставить труппе новое здание, или реконструировать старое, пока остаются пустым звуком. И, наверное, неслучайно в репертуаре появился спектакль "Клаустрофобия".

Художественная идея как образный, эмоционально-логический смысл пьесы, найденный режиссером в процессе анализа пьесы.

Зависимость от вредных привычек – прямая дорога на «дно» общества.

Драматический конфликт. Вид построения, разрешения.

Между проявлением силы воли и преклонению собственной слабости.

Вид построения: герой – зрительный зал

Конфликт неразрешим, любой человек, который «хотел» не смог выбраться из своей зависимости.

Исходное предлагаемое обстоятельство.

Россия, после развала СССР. Жизнь тех, кто поддался своей «свободе».

Ведущее предлагаемое обстоятельство.

Появление «убифистов» в обществе зависимых.

Режиссерское понимание сверхзадачи автора пьесы.

Не смотря на жестокость жизни, зависимость от вредных привычек – не выход из ситуации, а только вход на «дно».

Сквозное действие спектакля.

Борьба с самим собой за счастье. Стоит только спросить себя, счастье – это получение кратковременного удовольствия или изменение жизни.

13. Событийно-композиционная структура. Последовательность изложения развития драматического конфликта по событиям (дать событиям действенные названия):

- Исходное (экспозиция). «Наркотик – не выход из ситуации»

- Основное (завязка). « Несчастна и ещё несчастнее»

- Центральное (кульминация). «Надежда на будущее»

- Финальное (развязка). «Новый театр»

- Главное (режиссерское решение перспективы, решение дальнейшей судьбы исходного обстоятельства, утверждение идеи). «Безысходность»

Сверхзадача режиссера и театра. Ради чего сегодня, сейчас, здесь.

Зависимость – это не выход из ситуации, а проявление собственной слабости!

Жанровое решение спектакля.

Драма

Стиль спектакля как система выразительных средств и художественных приемов, решение общей эстетической концепции.

Актёрская игра – главное выразительное средство. Мы наблюдаем за мучением, благодаря мимике и эмоциям, мы чувствуем их образ более ярко. Интересно наблюдать за внутренними переживаниями, которые передают другие актёры, они с помощью движений между диалогами и размышлениями героев показывают то, что находится в голове у героя.

Белый оттенок сцены придаёт контрастность обществу, которое подверглась зависимости. Так же многие сцены задевают верхнюю часть сцены, как будто каждый хочет подняться ввысь, складывается впечатление, что «клаустрофобия» завладела каждым героем и уже никто не может выбраться из своей комнаты разума.  

Стилевое направление – минимализм, это показано в минимуме света, цвета и реквизита.

Речь актёров показывает реализм: грубость, просторечие, отсутствие цензуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: