Анализ поэмы А. Т. Твардовского «По праву памяти»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1. Идейно-художественное своеобразие поэмы «По праву памяти»;
2. Осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени;
Тезаурус
Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.
Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.
Композиция внешняя – деление на части, главы.
Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.
Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.
Поэма – стихотворное сюжетное повествование.
Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.
Художественный образ – изображение человека в произведении.
|
|
Список литературы
Основная литература
1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.
Дополнительная литература
Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Александр Твардовский родился 8 июня 1910 года в семье крестьян в Смоленской губернии на хуторе Загорье. В семье всегда с уважением относились к знаниям, в доме было много книг. Поэтому Александр довольно рано научился читать и писать. В 14 лет он уже оставлял свои заметки в газетах. Его ранние работы понравились советскому автору Михаилу Исаковскому, который стал другом и наставником молодого поэта.
Юность Твардовского приходится на постреволюционный период. Поэт является сторонником новой идеологии. В 1931-ом году в печати выходит его первая поэма «Путь к социализму». Твардовский поддерживает коллективизацию и идеи Сталина несмотря на то, что вся его семья раскулачена, а родной хутор сожжён. В 1938-ом году он вступает в партию. Через год его призывают в ряды Красной Армии. Во время Финской войны он работает военным корреспондентом.
Каждая поэма Твардовского – это отражение происходящих исторических событий. Поэма «За далью – даль» посвящена теме возрождения страны, вынесшей много испытаний. Это осмысление происходящего в сталинские времена. В продолжение этого произведения автор пишет «По праву памяти». Поэма становится творческим финалом писателя.
|
|
В своём последнем труде автор подвергает широкой критике культ личности Сталина. Критик Лакшин пишет о поэме: «…он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения. Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько высшей, горчайшей вины перед семьёй, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму “По праву памяти” — своё оправдание и своё покаяние».
Писатель предпринимает попытки опубликовать своё произведение на страницах руководимого им журнала «Новый мир». Но его запрещает цензура.
В августе 1968 года советские войска входят в Чехословакию. Твардовский с возмущением воспринимает эти события. В рабочей тетради поэта появляется запись:
Что делать мне с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага,
И как встречает в шестьдесят восьмом.
«По праву памяти» отражает острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его.
В поэме три части и небольшое предисловие. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.
Каковы же особенности восприятия автором прошлого и настоящего? Твардовский затрагивает тему раскаяния и личной вины человека, памяти и забвения, «сыновней ответственности», исторического возмездия.
Открывается это произведение поэтической декларацией:
Смыкая возраста уроки,
Сама собой приходит мысль —
Ко всем, с кем было по дороге,
Живым и павшим отнестись.
Она приходит не впервые.
Чтоб слову был двойной контроль:
Где, может быть, смолчат живые,
Так те прервут меня:
— Позволь!
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой...
И мне да будет та застава,
Тот строгий знак сторожевой
Залогом речи нелукавой
По праву памяти живой…
В первой главе «Перед отлётом» герои — молодые люди — в приподнятом настроении уезжают в город с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя.
…Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать.
Не трусить.
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтоб за неё в огонь и в воду.
А если —
То и жизнь отдать.
Что проще!
В целости оставим
Таким завет начальных дней.
Лишь от себя теперь добавим:
Что проще — да.
Но что сложней?..
Во второй главе «Сын за отца не отвечает» звучит тема грубого вмешательства власти в семью. О трагедии народа Твардовский знает не понаслышке. Его семья была раскулачена, родителей и четверых младших братьев и сестёр сослали на Северный Урал. Судьба старшего брата Константина осталась неизвестной. Поэт чувствует вину перед отцом и особенно перед любимой матерью. В этой главе он пишет:
…А мы, кичась неверьем в бога,
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов —
Любая прочая любовь.
…
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать ещё конца.
Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.
|
|
Финальная часть поэмы «О памяти» звучит утвердительным монологом. Совесть и память определяют гражданскую позицию человека. Лирический герой спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Произведение заканчивается словами:
…И опыт — наш почтенный лекарь,
Подчас причудливо крутой, —
Нам подносил по воле века
Его целительный настой.
Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза —
Людьми
из тех людей,
что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.
Поэма «По праву памяти» становится исповедью, криком души Твардовского, который не мог молчать о пережитом.