Сценарий урока «Симметрия и асимметрия»

Цикл уроков для учащихся школы 6 класса.

1 урок

Сценарий урока «Пейзаж» 6 класс

Цель: Расширить знания учащихся о композиции и жанре пейзажа.

Задачи:

1.Дать представления о средствах выразительности в пейзаже;

2. Научить определять отличительные черты пейзажа, правил композиции - рамы/границы, пространство картины, закон контраста и аналогии, ритма;

3. Продолжить формирование художественной культуры.

Ход урока:

Учитель включает музыку (пение птиц,шум волн) и читает стихотворение.

Иосиф Бродский

В горах

Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.

Ты, в коричневом пальто,
я, исчадье распродаж.
Ты – никто, и я – никто.
Вместе мы – почти пейзаж.

- Сегодня мы будем говорить о пейзаже. Что такое для вас пейзаж?

Пейзаж-это художественный образ природы.

Через пейзаж художник передает зрителю свой художественный взгляд на природу, отсюда возникает деление пейзажа на типы и виды.

- Какие пейзажи бывают? В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить лирический, сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический и эпический характер.

- Мы убедились, что пейзажи бывают разными. Без чего не бывает картины? (Без рамы) Для чего она нужна? (Чтобы ограничить пространство картины)

 «Пространство картины» как осмысленное и задающее смыслы пространство, составляющее основу и рамку для всего процесса создания /понимания произведения. То есть всего того, что составляет творческий процесс создания смыслового пространства произведения, и всего того, что происходит между зрителем и произведением.

«Пространство картины» с позиции содержания (внутреннего смысла) задает рамки понимания художественных форм и их функциональных элементов. Пространство в картине как композиционный фактор.

«Изобразить пространство на плоскости возможно, но не иначе как разрушая форму изображаемого. А между тем именно форма и только форма занимает изобразительное искусство». (П. Флоренский, 1998)

Просмотр репродукций

Ван Гог.

Шишкин

 

 

- Чем отличаются стога сена Ван Гога от Шишкина?

Архип Куинджи «Ладожское озеро»

 Джастин Геффри

Они написаны разными авторами в разных стилях. Их выразительность достигнута благодаря композиционному построению. У композиции есть свои законы

- Сегодня мы изучим закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.

Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.

 

Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты.

На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета и т. д. Без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.

 








Практическая работа.

- Сегодня мы познакомимся с техникой «граттаж», что в переводе с французского обозначает – скрести, царапать. Такой способ работы относится к графике.

Работа в технике граттаж проходит в несколько этапов:

- подготовка бумаги – основы рисунка;

- закрашивание бумаги;

- процарапывание – создание рисунка.

- Я приготовила вам заранее готовые листы, а вы принесли палочки из дома. Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности. Помните, что нельзя размахивать инструментом во время работы. Если вы не пользуетесь инструментом, то уберите его в пенал. Теперь приступайте к работе. Создайте свои контрастные пейзажи.

Выставка работ.

2 урок

Сценарий урока «Симметрия и асимметрия»

Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала по теме симметрия и асимметрия.

Задачи:

1.Дать представления о средствах выразительности симметрии;

2. Научить определять отличительные черты симметрии и асимметрии в искусстве;

3. Продолжить формирование художественной культуры.

Ход урока:

-Здравствуйте, учащиеся. Рассмотрите фотографии с изображением насекомых и растений. Чем красивы эти предметы? Чем примечательно их строение? (предметы симметричной формы)

- С чем у вас ассоциируется «симметрия»? (порядок, гармония)

Слово «симметрия» в представлении людей фигурирует как элемент чего-то правильного, совершенного, а значит, прекрасного.

- Где вы встречали симметрию? (Архитектура, предметы)

Симметрия и асимметрия встречаются в нашей жизни, в природе, в искусстве постоянно, это понятия универсальные.

Двусторонняя симметрия означает, что левая и правая сторона относительно какой-либо плоскости или линии выглядят одинаково. Если сферическое тело (шар) вращать в пространстве вокруг своей оси, то вид его не изменится.

- Какие симметричные предметы есть в классе? Какие из них расположены симметрично?

- Что является противоположностью симметрии? (Асимметрия)

Асимметрия - это понятие, противоположное симметрии, это нарушение равновесия, неупорядоченность.

В природе симметричны кристаллы, формы человека, животных, это помогает им держать равновесие при движении, быть жизнестойкими, рационально использовать энергию. Асимметрия также широко распространена в мире. Например, внутренние органы человека расположены асимметрично. Молекулы ДНК тоже асимметричны. Их спираль всегда закручена вправо. В неживой природе молекулы, в основном, симметричны, а вот в органических веществах ярко выражена асимметрия.

В природе симметрия и асимметрия – это две противоположности; там, где ослабевает симметрия, там усиливается асимметрия и наоборот.

Нет ничего абсолютно симметричного; если мы будем что-то рассматривать в природе, в человеке, то мы увидим незначительные отклонения одной из сторон от центральной оси (в лице человека например, всегда есть отклонения). А в искусстве принцип симметрии применяется тоже с отклонениями, добавлениями, изменениями насыщенности элементов композиции. В природе случаи идеальной симметрии практически единичны, а вот в архитектуре, технике, предметах быта их очень много (храмы древней Греции).

- Посмотрите на картины. Есть ли в них симметричные элементы? (Да есть симметричные крылья и асимметрия так же есть и тд)

-Правильно, благодаря этому создан живой и выразительный образ!

 «Царевна-лебедь» Врубеля     Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

А.И. Куинджи "Березовая роща»

В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр.

Практическая работа

-Сегодня мы будем рисовать бабочек Для этого нам понадобится гуашь и лист бумаги. Эта техника называется двухсторонняя монотипия.

1.Согните лист пополам. Линия сгиба – ось симметрии.

2. На одной половине листа нарисуете одну сторону бабочки.

3. Затем перегибаем лист пополам и проводим ладонью по листу так, чтобы получился отпечаток на второй стороне листа. Линия сгиба – ось симметрии. На второй стороне получается похожий отпечаток.

4. Откройте свой лист

5. Дождитесь пока лист высохнет.

6. Проработайте мелкие детали.

7. Теперь осталось вырезать бабочку.

Заключительный этап

-Теперь давайте приклеим наших бабочек в пейзаж на доске.

- Выставка работ

- Оценивание работ.

- Уборка рабочих мест.

 

Цикл заданий для учащихся 2 класса художественной школы на занятиях по станковой композиции.

1 урок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: