Цикл уроков для учащихся школы 6 класса.
1 урок
Сценарий урока «Пейзаж» 6 класс
Цель: Расширить знания учащихся о композиции и жанре пейзажа.
Задачи:
1.Дать представления о средствах выразительности в пейзаже;
2. Научить определять отличительные черты пейзажа, правил композиции - рамы/границы, пространство картины, закон контраста и аналогии, ритма;
3. Продолжить формирование художественной культуры.
Ход урока:
Учитель включает музыку (пение птиц,шум волн) и читает стихотворение.
Иосиф Бродский
В горах
Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.
Ты, в коричневом пальто,
я, исчадье распродаж.
Ты – никто, и я – никто.
Вместе мы – почти пейзаж.
- Сегодня мы будем говорить о пейзаже. Что такое для вас пейзаж?
Пейзаж-это художественный образ природы.
Через пейзаж художник передает зрителю свой художественный взгляд на природу, отсюда возникает деление пейзажа на типы и виды.
- Какие пейзажи бывают? В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить лирический, сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический и эпический характер.
|
|
- Мы убедились, что пейзажи бывают разными. Без чего не бывает картины? (Без рамы) Для чего она нужна? (Чтобы ограничить пространство картины)
«Пространство картины» как осмысленное и задающее смыслы пространство, составляющее основу и рамку для всего процесса создания /понимания произведения. То есть всего того, что составляет творческий процесс создания смыслового пространства произведения, и всего того, что происходит между зрителем и произведением.
«Пространство картины» с позиции содержания (внутреннего смысла) задает рамки понимания художественных форм и их функциональных элементов. Пространство в картине как композиционный фактор.
«Изобразить пространство на плоскости возможно, но не иначе как разрушая форму изображаемого. А между тем именно форма и только форма занимает изобразительное искусство». (П. Флоренский, 1998)
Просмотр репродукций
Ван Гог.
Шишкин
- Чем отличаются стога сена Ван Гога от Шишкина?
Архип Куинджи «Ладожское озеро»
Джастин Геффри
Они написаны разными авторами в разных стилях. Их выразительность достигнута благодаря композиционному построению. У композиции есть свои законы
- Сегодня мы изучим закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.
Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.
|
|
Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты.
На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета и т. д. Без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.
Практическая работа.
- Сегодня мы познакомимся с техникой «граттаж», что в переводе с французского обозначает – скрести, царапать. Такой способ работы относится к графике.
Работа в технике граттаж проходит в несколько этапов:
- подготовка бумаги – основы рисунка;
- закрашивание бумаги;
- процарапывание – создание рисунка.
- Я приготовила вам заранее готовые листы, а вы принесли палочки из дома. Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности. Помните, что нельзя размахивать инструментом во время работы. Если вы не пользуетесь инструментом, то уберите его в пенал. Теперь приступайте к работе. Создайте свои контрастные пейзажи.
Выставка работ.
2 урок
Сценарий урока «Симметрия и асимметрия»
Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала по теме симметрия и асимметрия.
Задачи:
1.Дать представления о средствах выразительности симметрии;
2. Научить определять отличительные черты симметрии и асимметрии в искусстве;
3. Продолжить формирование художественной культуры.
Ход урока:
-Здравствуйте, учащиеся. Рассмотрите фотографии с изображением насекомых и растений. Чем красивы эти предметы? Чем примечательно их строение? (предметы симметричной формы)
- С чем у вас ассоциируется «симметрия»? (порядок, гармония)
Слово «симметрия» в представлении людей фигурирует как элемент чего-то правильного, совершенного, а значит, прекрасного.
- Где вы встречали симметрию? (Архитектура, предметы)
Симметрия и асимметрия встречаются в нашей жизни, в природе, в искусстве постоянно, это понятия универсальные.
Двусторонняя симметрия означает, что левая и правая сторона относительно какой-либо плоскости или линии выглядят одинаково. Если сферическое тело (шар) вращать в пространстве вокруг своей оси, то вид его не изменится.
- Какие симметричные предметы есть в классе? Какие из них расположены симметрично?
- Что является противоположностью симметрии? (Асимметрия)
Асимметрия - это понятие, противоположное симметрии, это нарушение равновесия, неупорядоченность.
В природе симметричны кристаллы, формы человека, животных, это помогает им держать равновесие при движении, быть жизнестойкими, рационально использовать энергию. Асимметрия также широко распространена в мире. Например, внутренние органы человека расположены асимметрично. Молекулы ДНК тоже асимметричны. Их спираль всегда закручена вправо. В неживой природе молекулы, в основном, симметричны, а вот в органических веществах ярко выражена асимметрия.
В природе симметрия и асимметрия – это две противоположности; там, где ослабевает симметрия, там усиливается асимметрия и наоборот.
Нет ничего абсолютно симметричного; если мы будем что-то рассматривать в природе, в человеке, то мы увидим незначительные отклонения одной из сторон от центральной оси (в лице человека например, всегда есть отклонения). А в искусстве принцип симметрии применяется тоже с отклонениями, добавлениями, изменениями насыщенности элементов композиции. В природе случаи идеальной симметрии практически единичны, а вот в архитектуре, технике, предметах быта их очень много (храмы древней Греции).
|
|
- Посмотрите на картины. Есть ли в них симметричные элементы? (Да есть симметричные крылья и асимметрия так же есть и тд)
-Правильно, благодаря этому создан живой и выразительный образ!
«Царевна-лебедь» Врубеля Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
А.И. Куинджи "Березовая роща»
В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр.
Практическая работа
-Сегодня мы будем рисовать бабочек Для этого нам понадобится гуашь и лист бумаги. Эта техника называется двухсторонняя монотипия.
1.Согните лист пополам. Линия сгиба – ось симметрии.
2. На одной половине листа нарисуете одну сторону бабочки.
3. Затем перегибаем лист пополам и проводим ладонью по листу так, чтобы получился отпечаток на второй стороне листа. Линия сгиба – ось симметрии. На второй стороне получается похожий отпечаток.
4. Откройте свой лист
5. Дождитесь пока лист высохнет.
6. Проработайте мелкие детали.
7. Теперь осталось вырезать бабочку.
Заключительный этап
-Теперь давайте приклеим наших бабочек в пейзаж на доске.
- Выставка работ
- Оценивание работ.
- Уборка рабочих мест.
Цикл заданий для учащихся 2 класса художественной школы на занятиях по станковой композиции.
1 урок