1. Классификация средств размещения гостиничного типа
2. Классификации по уровню комфорта
3. Классификация гостиниц по принадлежности, вместимости, доступности, местонахождению, ценам.
Учебник Сорокиной стр. 93-97
Сейчас в мире насчитывается более 350 тысяч гостиниц. Все они предоставляют клиентам услуги размещения, но качество этих услуг сильно различается. Отправляясь в путешествие, турист хочет быть уверен, что уровень сервиса в месте пребывания будет отвечать его ожиданиям. Некоторые страны вообще не имеют своих национальных стандартов в области классификации и сертификации гостиничных услуг.
Официальные системы классификации гостиниц приняты только в 64 странах, в 11 они находятся в стадии разработки, а в 58 единой классификации не существует (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия, США и Япония).
Для гостиниц классификация – это способ представить потребителю необходимые сведения о качестве сервиса и инфраструктуре. Для клиентов - информированность и возможность выбора.
Гостиничные предприятия классифицируют по различным критериям. Это:
- уровень комфорта - вместимость номерного фонда
- функциональное назначение - месторасположение
- продолжительность работы - обеспечение питанием
- продолжительность пребывания - уровень цен
- форма собственности
Сейчас в мире существует более 30 региональных гостиничных классификаций по уровню комфорта.Наиболее распространёнными являются следующие системы:
§ система «звёзд» (Франция, Россия, Австрия, Египет, Китай, Бельгия, Голландия, Венгрия и др.);
§ система «корон» (Великобритания + собственная классификация британских турагенств);
§ система «букв» - A, B, C, D (Греция).(А соответствует 4 звёздам, В –3, С -2)
§ система трёх категорий (Италия и Израиль).(1 категория = 4 звёздам, 2 – 3, 3 –2)
§ система разрядов (США);
§ а также: солнц, лун, алмазов, пирамид, черепах, раковин, трезубцев и даже верблюдов
Таким образом, необходимо чётко понимать, что единых международных стандартов не существует. Невозможность их создания специалисты по-прежнему связывают с разностью климатических особенностей территории, несхожестью культурных традиций и обычаев, особенностями национальных представлений о комфорте, уюте и самом гостеприимстве, различиями в критериях оценки качества обслуживания.
Тем не менее, в 1989 году ВТО* выпустила документ «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации», который носит основополагающий характер и может рассматриваться как международный стандарт.
* ВТО
Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации утвердила новое сокращённое название, официально покончив с путаницей, вызванной совпадениями с ВТО (Всемирной торговой организацией). ВТО преобразована в специализированное учреждение Организации объединённых наций (UN). Теперь аббревиатура выглядит следующим образом: UNWTO (ЮНВТО). Всемирная туристская организация создана в 1925 году в Гааге (109 национальных туристских организаций и 88 ассоциированных членов). Сейчас в ЮНВТО – 141 страна, 7 территорий и 350 присоединившихся членов (учебные заведения, предприятия частного сектора, туристские ассоциации, местные туристские администрации).
В основу этой классификации положена французская система «звёзд», поскольку она считается самой строгой и принципиальной. Причём чётко определяются именно качественные различия между категориями (строительные и отделочные материалы, оборудование, предметы мебели и интерьера).
Для более точного определения качества услуг ВТО внутри каждой категории выделяет классы: Tourist, Super Tourist, First, Super First, De Luxе.
От звёздности напрямую зависит класс постояльцев отеля. Три звезды предполагают самого обычного, среднестатистического путешественника. Четыре – это уже бизнес-туры, корпоративный клиент.
В международной практике принято считать, что чем дольше турист может оставаться в гостинице, находя, чем ему заняться, ТЕМ ВЫШЕ ЕЁ РАЗРЯД.
Классификация гостиниц по звёздам принята практически во всех странах Европы. Исключение составляют Великобритания, Греция, Албания и страны СНГ.
В США и других странах Америки не пользуются массово классификацией звёзд. Уровень обслуживания определяется вхождением данного отеля в престижные гостиничные цепи. Торговый знак этих фирм – надёжное подтверждение высокого уровня обслуживания.
В США 44 700 отелей и мотелей. И только 35 имеют статус «5 звёзд» и 45 – «5 бриллиантов» (присуждают разные компании). 25 отелей имеют оба статуса.
Вообще в мире не так много гостиниц высшей категории «5 звёзд». Это объясняется тем, что налоговые системы стран (Франция) устроены так, что владельцам отелей крайне не выгодно присваивать своим гостиницам «5 звёзд». Налог на добавленную стоимость в отеле «5 звёзд» равен 12%, а в 4-звёздном – в два раза меньше. Поэтому даже знаменитый парижский «Ритц» имеет всего «4 звезды», правда «Де Люкс». В мире примерно 50% гостиниц имеют категорию «3-4 звезды», 15% - 5-звёздных, 25% - 1-2 звезды.
Высококлассным отелям по этой системе присваивается категория «5 звёзд де Люкс». Официально выше категории нет. Хотя в мире есть эксклюзивные отели «6 звёзд»: «Бристоль» в Париже и «Палаццо Версаче» в Австралии.
25 июня 2006 года отелю российскому отелю «Балчуг Кемпински Москва» была вручена одна из самых известных и статусных наград в мировой индустрии гостеприимства – «Мировое признание» организации «Семь звёзд и полос». По результатам инспекции, проведённой представителями этой организации в пятизвёздочных отелях Москвы, «Балчуг Кемпински» второй год подряд подтверждает звание профессионала высочайшего уровня в области гостиничного сервиса. «Балчуг» - единственный в Москве отель, обладающий этой престижной наградой. Это семизвёздочный сервис.
«Семь звёзд и полос» вручается раз в году по результатам тщательной инспекции. Могут вручить знаки: «Мировое признание» (7 звёзд и полос), «Общественное признание» (6 звёзд и полос), «Особое признание» (5 звёзд и полос), «Достойнейший из достойных» (4 звезды и полосы).

Рис. 9.1. Знак «Мировое признание» (7 звёзд и полос)
Предоставляющим семизвёздный сервис признан и отель в Дубае «Арабская башня».







