Шлюзы должны иметь габариты, отвечающие размерам наибольших расчетных судов и составов, проходящих через них в течение определенного перспективного периода времени. Типы и размеры расчетных судов (составов) устанавливаются для данного класса водного пути на основании технико-экономических расчетов.
Габаритами шлюза являются полезные размеры камеры: ее длина , ширина и глубина на порогах верхней и нижней голов (в м). Полезные размеры камеры шлюза определяются по СНиП 2.06.07-87:
· Полезная длина камеры
(3.1) |
где – сумма длин расчетных судов, шлюзуемых одновременно и устанавливаемых в камере в кильватер; п – число одновременно шлюзуемых судов по длине камеры; – запас по длине камеры в каждую сторону и между судами, определяемый по выражению
. | (3.2) |
При одинаковой длине одновременно шлюзуемых судов в камере зависимость (3.1) может быть представлена в виде
. | (3.3) |
· Полезная ширина камеры
(3.4) |
где – сумма ширин шлюзуемых (рядом стоящих) судов; – число одновременно шлюзуемых судов по ширине камеры; – запас по ширине в каждую сторону и между рядом стоящими судами.
Запасы по ширине камеры должны быть не менее: при ширине судна bs до 10 м – 0,2; до 18 м – 0,4; до 30 м – 0,75; более 30 м – 1,0 м.
Если в камере располагаются суда одинаковой ширины, то зависимость (3.4) можно записать в виде
. | (3.5) |
· Глубина воды на порогах шлюза, отсчитываемая от расчетного наинизшего судоходного уровня, должна приниматься
, | (3.6) |
где s – статическая осадка расчетного судна в полном грузу.
Полученные значения , и округляются в сторону увеличения до стандартных ближайших значений, приведенных в табл. 3.1, которые используются при выполнении дальнейших расчетов.
Таблица 3.1