Шлюзы должны иметь габариты, отвечающие размерам наибольших расчетных судов и составов, проходящих через них в течение определенного перспективного периода времени. Типы и размеры расчетных судов (составов) устанавливаются для данного класса водного пути на основании технико-экономических расчетов.
Габаритами шлюза являются полезные размеры камеры: ее длина
, ширина
и глубина на порогах верхней и нижней голов
(в м). Полезные размеры камеры шлюза определяются по СНиП 2.06.07-87:
· Полезная длина камеры
| (3.1) |
где
– сумма длин расчетных судов, шлюзуемых одновременно и устанавливаемых в камере в кильватер; п – число одновременно шлюзуемых судов по длине камеры;
– запас по длине камеры в каждую сторону и между судами, определяемый по выражению
.
| (3.2) |
При одинаковой длине одновременно шлюзуемых судов в камере зависимость (3.1) может быть представлена в виде
.
| (3.3) |
· Полезная ширина камеры
| (3.4) |
где
– сумма ширин шлюзуемых (рядом стоящих) судов;
– число одновременно шлюзуемых судов по ширине камеры;
– запас по ширине в каждую сторону и между рядом стоящими судами.
Запасы по ширине камеры
должны быть не менее: при ширине судна bs до 10 м – 0,2; до 18 м – 0,4; до 30 м – 0,75; более 30 м – 1,0 м.
Если в камере располагаются суда одинаковой ширины, то зависимость (3.4) можно записать в виде
.
| (3.5) |
· Глубина воды на порогах шлюза, отсчитываемая от расчетного наинизшего судоходного уровня, должна приниматься
,
| (3.6) |
где s – статическая осадка расчетного судна в полном грузу.
Полученные значения
,
и
округляются в сторону увеличения до стандартных ближайших значений, приведенных в табл. 3.1, которые используются при выполнении дальнейших расчетов.
Таблица 3.1
.
.
.
,






