И все-таки кто он, наш зритель

На этот вопрос практически любой работник телевидения отвечает без раздумий и совершенно справедливо: наши зрители – это в основном женщины предпенсионного и пенсионного возраста (категория «40+»). Любые исследования в любом городе России подтверждают этот факт.

Успех любого канала во многом зависит от попадания в свою зрительскую аудиторию, и битва за зрителя ведется остро и всеми способами: от контрпрограммирования до прямых намеков и протестов. Вспомните рекламу на НТВ, когда Глеб Пьяных в хоккейном костюме с клюшкой бьет по стеклу и возникает титр: «Мы растопим этот лед». Этот ролик всегда демонстрировался в эфире за несколько минут до ледового шоу на Первом канале.

Все знают, что СТС и ТНТ «ведут борьбу» за молодежную аудиторию. Телеканал «Культура» нацелен на творческую интеллигенцию, учителей и работников культуры во всех уголках страны. НТВ рассчитывает на крутой российский бизнес и брутальных мужчин. Что касается Первого канала и телеканала «Россия», то они соревнуются между собой за самого массового российского зрителя, которому интересны и новости, и фильмы, и докудрамы, и музыка, и всевозможные шоу. Интересно, что некоторое время эти каналы шли с одинаковым рейтингом, а потом НТВ «откусило» кусочек аудитории у «России», и Первый канал занял место флагмана в российской телеиндустрии. Однако же по выходным телеканал «Россия» пока впереди.

 Наблюдать это состязание, сравнивая рейтинги и доли различных программ, – интересное, поучительное, занятное и, главное, необходимое дело для каждого работника телевидения, который мечтает стать профессионалом.

 

Телевидение социального действия

Бывают особые программы и особое общение со зрителем. Это марафоны в пользу детей-инвалидов, это трансляции городских праздников с посадкой деревьев в новом парке, это публичное обсуждение стратегии развития города или региона. И чем больше зрителей у экрана, тем лучше. Потому что благодаря одной категории зрителей телевидение помогает решать проблемы другой категории зрителей – проблемы реальные и жизненно важные. Такое участие телевидения в жизни людей называется телевидением социального действия.

Могу сказать, что в последние годы в связи с четко выстроенной информационной и политической вертикалью все больше продюсеров интересуется именно этой функцией телевидения. Делать добрые дела – само по себе приятное занятие, а уж когда благодаря усилиям телевизионной команды в городе появляется новая детская больница или звезды федерального канала становятся участниками благотворительной акции и привлекают внимание к серьезной социальной проблеме, есть четкое ощущение выполненного долга.

Телевидение – важный инструмент консолидации людей и взаимопомощи. Но поверхностное отношение со стороны телевизионной группы в этом жанре недопустимо. Достаточно один раз опошлить идею, чтобы ее похоронить.

Подобным успехом могут похвастаться и создатели программы Первого канала «Пока все дома». Вот уже нескольких лет в каждой программе авторы знакомят зрителей с ребятами из подмосковных детских домов, многие из которых после эфира находят своих приемных родителей.

Силами даже небольших телекомпаний вполне можно готовить акции, специальные конкурсы и игры, фестивали и праздники, телевизионные наблюдения. Остановлюсь на каждой из перечисленных форм.

АКЦИИ

Организаторам акции надо хорошо осознавать, что телевизионные программы – это маленькая часть того, что предстоит сделать. Любая подобная акция – будь то усыновление маленьких детей, или сбор средств на строительство какого-то памятника, или участие жителей города в каком-то большом субботнике по уборке территории – должна тщательно готовиться заранее и подразумевать несколько этапов. Идею акции необходимо обсудить со всеми заинтересованными лицами (включая властные структуры, если это необходимо) и получить их одобрение. В результате такого обсуждения должен возникнуть оргкомитет предстоящей акции. Отлично было бы уже на первом этапе подключить коллег с радио, из газет, заинтересовав их участием в данном проекте.

Оргкомитет должен четко расписывать сроки и распределять обязанности. Если акция организована телевидением, то сопредседателем оргкомитета обязательно должен быть журналист, предложивший идею. В противном случае вы рискуете уже на начальном этапе потерять контроль над проектом.

Еще до эфира надо позаботиться о гарантиях хорошего результата. Например, в случае с детьми из детского дома должны быть заранее известны семьи, которые готовы взять детей на усыновление.

Помните: неудачная акция – это удар не только по вашей репутации и по репутации вашего телеканала, но и плохой прецедент на будущее. В следующий раз вам уже не поверят, даже если идея будет лучше предыдущей.

Что же касается непосредственно телевизионного этапа проведения акции, очень важно, чтобы акция была профессионально подготовлена. Сначала надо провести грамотный промоушн (короткие рекламные сюжеты, фрагменты интервью с участниками и т. п.). Важно всё: грамотный текст, хорошая музыка, яркая картинка. Естественно, нельзя проводить акции слишком часто. Эмоциональный ресурс города и зрителя, так же как и финансовый ресурс, ограничен.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ИГРЫ

Запомните важное правило: условием трансляции и показа по телевидению любимых в народе конкурсов и игр является активное участие самого телевидения, причем с самого начала. Что я имею в виду? Телевизионный сценарий, хороший режиссер, оператор-постановщик – все должно быть по высшему разряду. Основное действие должно быть рассчитано уже не на зрителей в зале, а на огромное число зрителей у экранов. Соответственно должны «уйти в небытие» узкоместные шутки, «приколы», рассчитанные только на понимающих и т. д.Телевидение должно создавать свою телевизионную версию происходящего на сцене. Именно этим занимаются Александр Масляков и его команда. На основе известной всем игры они делают настоящее телевизионное шоу.

Но есть и другие случаи, когда работники телевидения сами придумывают игру или конкурс и кроме как на телевидении этого нигде нет. Это может быть краеведческий конкурс для школьников или конкурс знатоков не обязательно по принципу «Что? Где? Когда?». Мне доводилось много раз видеть подобные программы, подготовленные местными телекомпаниями (в том числе и самыми маленькими).

ФЕСТИВАЛИ И ПРАЗДНИКИ

Условно их можно разделить на две категории. Первая: они организованы не вами, а официальными структурами вашего города. И вторая – именно телевидение становится зачинщиком какого-либо мероприятия масштабом во весь город.

Возьмем знакомую всем ситуацию. В каждом городе есть свой День города. Как правило, в состав оргкомитета по подготовке праздника обязательно входят представители СМИ. Многое зависит от сценария праздника, от технических и материальных возможностей той телекомпании, которая будет снимать этот праздник. Задача телевидения в этом случае – ярко рассказать о празднике и дать людям возможность испытать гордость за свой город. В случае активного и широкого участия телевидения в празднике можно вспомнить наше правило: для телезрителей надо готовить особое телевизионное блюдо. Если по сценарию праздника предусмотрена двадцатиминутная речь главы города, то, наверное, авторам телевизионной версии надо подумать о показе во время этой длинной речи хорошего фильма о городе, который может быть снят специально к этому случаю. Хорошо бы при написании сценария праздника эти моменты продумать заранее с учетом большой телевизионной трансляции. Но трансляция – вещь дорогая, трудоемкая, не у всех региональных компаний есть своя ПТС (передвижная телевизионная станция). Гораздо чаще приходится видеть в эфире подробные репортажи о празднике.

СОВЕТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: