Рождение оперы в Италии

Опера (ит. opera – труд, сочинение) - синтетический жанр искусства, в котором сочетаются: драматическое действие, музыка, поэзия, живопись, танец. Примечательно, что Ф. Кавалли стал первым применять термин «опера» по отношению к музыкальному спектаклю.

Именно в Италии ранее всего наметился важнейший рубеж между двумя историческими эпохами: рождение оперы ознамено­вало решительный перелом в музыкальном стиле. Отсюда ведут свои истоки новые направления XVII века. Италия же сохраняла творческую инициативу в разработке почти всех главнейших му­зыкальных жанров того времени. Появление оперы – чисто светского искусства, было подготовлено несколькими предыдущими столетиями.

Предпосылками возникновения оперы на рубеже XVI-XVII веков явились:

1) водораздел культовой (церковной) и светской музыки.

2) сдвиги в общественном сознании – возросшая роль личности и индивидуальности как объекта искусства (в живописи, скульптуре, светской музыке) – аналогично идеалам Античности.

3) развитие различных форм светского музицирования:

 - сольного пения с инструментальным аккомпанементом и утверждением в светской музыке нового, гомофонно-гармонического стиля (склада). Появление оперы ознаменовало отход музыки от старинной полифонии, голос (соло) стал выразителем чувства, состояния.

 - жанра хоровой (а затем и сольной) музыки как мадригал, его «театрализация» (сюжет в музыкально-сценическом воплощении) и распространение музыкально-театрального жанра пасторали. Эти жанры во многом подготовили выразительные средства, какие были эстетически необходимы для оперного театра. 

4) Интерес к народной песне (напевы песен влияли на оперную мелодику). Итальянский народ славился своими голосами и песнями, старой традицией были представления с музыкой и песнями («священные представления» во Флоренции). Народные песни были часто связаны с танцами, которые отличались богатством и пестротой местных традиций и жанровых черт искусства были несколько крупных городов, о которых далее пойдет речь.

Родина оперы Родина оперы – Италия, страна, с которой ассоциируется сама эпоха Возрождения, с ее достижениями культуры и искусства, гуманистическими идеалами. Здесь, в городе Флоренция, возник первый «очаг» оперного искусства. Ранняя опера родилась на исходе эпохи Возрождения как попытка реализации смелых гуманистических идеалов, но пришло новое время и эстетические вкусы, и художественный результат оказался не тот. В течение XVII века в Италии поочередно центрами оперного искусства были несколько крупных городов:

Флоренция. Представители  - поэт Оттавио Ринуччини (1562–1621), композиторы Якопо Пери (1561 – 1633), и Джулио Каччини. Dramma per musika, что значит «драма посредством музыки». Сам замысел оперы возник как возрождение эстетики и драматургии античной трагедии в новых временных условиях. Просвещенные флорентийские гуманисты – музыканты, ученые и любители искусства создали «академию» или «камерату» (ит. camerа – салон). Это было музыкально-поэтическое содружество, которое стремилось возродить принципы античной культуры. Возглавляли камерату меценаты (богатые любители и покровители искусства): граф Джованни Барди и Якопо Корси. Носителем идей нового кружка был гуманист Винченцо Галлеи (ок. 1520-1591) – теоретик, виолонист, лютнист, композитор.

Особенности флорентийской оперы: сюжеты - античные мифы (оперы «Дафна», «Эвридика» и т.д.);музыкальному действию предшествовал Пролог, в котором в аллегоричной форме передавалось содержание пьесы; камерные (небольшие) масштабы.

Основой вокальной речи стал речитатив, приближающийся к музыкальной декламации – пение, более приподнятое, чем обычная речь, но менее очерченное, чем мелодия. В творчестве камераты еще не получили должного развития ариозное начало и кантилена. Основа музыкального стиля – гомофонно-гармонический склад (вокальная мелодия с аккордовым сопровождением.

 

Рим (1 половина XVII века). Представители - Стефано Ланди, Лоретто Виттори, Антонио Абаттини, Марко Марадзоли. Начиная с 1620-х гг. Рим стал признанным центром искусства барокко в живописи и архитектуре. В 1630-е годы был построен оперный театр, вмещавший три тысячи человек и находившийся во дворце знатного семейства Барберини. Рим – это центр католицизма, и здесь опера с момента возникновения приобрела свои особенности в выборе сюжетов и качестве постановок – двое братьев из семейства Барберини были кардиналами (высокий церковный чин). Автором либретто многих опер являлся кардинал Роспильози, будущий Папа Климент IX.

Особенности римской оперы. Сюжеты – преобладание религиозно-назидательной тематики (например - душа поддавшегося земным соблазнам обречена на адские муки, но раскаяние приносит грешнику божью благодать), прославлялись деятели католической церкви и такие христианские добродетели как смирение, благочестие – опера С.Ланди «Святой Алексей» (1632). Нередки были и сюжеты античных мифов – опера Л. Виттори «Галатея». Особенности постановок: римская опера – это ярко впечатляющее искусство «на зрителя», роскошное сверх меры, отличающееся театральными эффектами, драматическими контрастами.

Музыкальный стиль. Широко использовалось пение мужчин–сопранистов (особый тип высоких мужских голосов). Такое пение в опере отличалось экспрессивностью тонуса, эмоциональностью. С.Ланди и Л.Виттори были сопранистами папской капеллы. Новые формы сольного пения – ария, ариозо. Речитатив в римских операх был гибким и разнообразным. Складывался тип бойкого и оживленного речитатива – secco.

 

Венеция (середина XVII века). Центр оперного искусства середины XVII века. Этот город отличается своими природно-географическими и социальными особенностями, повлиявшими на его культуру и уклад художественной жизни. Население Венеции разнородно (это город населяли купцы и предприниматели, аристократы и простой народ).Оперный театр становился коммерческим предприятием, предприниматели от искусства должны были любыми способами привлечь туда публику, и скоро искусство стало зависеть от ее вкусов. Эти условия повлияли как на особенности постановок, так и на музыкально-драматургическую часть венецианских оперных спектаклей. Первый оперный общественный театр открыт в Венеции в 1637 году – театр Сан-Кассиано. Представители венецианской оперной школы: среди многих из них выделяются Франческо Кавалли (1602 – 1676) и Марко-Антонио Чести (1623 – 1669), самая известная опера которого – «Золотое яблоко» (в пяти действиях). Свою роль в развитии оперы в Венеции сыграл великий Клаудио Монтеверди (1567-1643).

Особенности музыкального стиля. В оперу включаются маленькие арии народно-песенного склада типа уличных канцонетт; установился тип замкнутой арии концертного плана, которые останавливали драматическое действие и подчас вовсе не были с ним связаны (М.-А.Чести). Музыкальный язык опер ориентируется на легко запоминающуюся музыку, его источником становится народная музыка, ее ритмы и интонации. В Венеции популярен такой народный песенный жанр как баркарола (песня гондольеров – лодочников). Немаловажной особенностью постановок опер в Венеции являлись интермедии — комические эпизоды, которые вставлялись в серьезные представления и часто не связанные с сюжетом.

Неаполь (2-я половина XVII начало XVIII века). Представители - Франческо Провенцале (ок. 1627–1704) и Алессандро Скарлатти (1660-1725). Центр оперного искусства второй половины XVII – начало XVIII веков. Неаполь – город на юге Италии, славившийся своими народными песнями, со своими сложившимися культурно-музыкальными традициями. Изобилие фольклора стало источником такого расцвета оперной мелодики, какого не слыхали ни Рим, ни Венеция. Уже в XVI веке здесь функционировали четыре консерватории (первоначально они были просто приютами для бедных детей и сирот, где отводилось много времени музыкальным занятиям, питомцы консерваторий были певчими в церковных хорах). Представители: Франческо Провенцале (ок. 1627–1704) и Алессандро Скарлатти (1660-1725). В целом неаполитанская опера представляет собой тип барочной оперы, умеренной по идеям, образам и выразительным средствам, оперные формы были приведены к некоему художественному равновесию и единству. Скарлатти создал в своем творчестве тип оперы-seria («серьезной оперы»), который стал эталоном для композиторов в дальнейшем.

Основные черты оперы-seria:

1) сюжеты – античные мифы, легендарные, историко-героические;

2) основные оперные формы:

а) ария – центральная оперная форма, вытеснившая почти все остальное. Ария полнее всего выразила художественно прекрасное и богатое мелодическое начало и представляла замкнутую композиционную форму, в которой воплощался обычно один образ, одно эмоциональное и часто стереотипное состояние человека.

Типы арий:

- ария – бравура (героическая)

- ария – патетика (возвышенно-взволнованная)

- ария- канцона (выражение простых чувств)

- ария – ламенто (жалоба)

- ария мести (быстрая по темпу, гневного характера и с блестящей колоратурой)

- лирическая ария.

У каждого типа арий сформировался свой круг выразительных средств (ритмические фигуры, мелодика, темп и дт.). В ариях формируются схематические приемы создания эмоций.

Клаудио Монтеверди (1567–1643). Родился в Кремоне и получил образование в кремонском университете. Состоял на службе у герцога Мантуанского в качестве певца и виолиста (исполнитель на струнно-смычковом инструменте виола). Основную часть сочинений Монтеверди составляют мадригалы (многоголосные и сольные) и значение этого жанра огромно – еще в молодости здесь были предприняты самые смелые новаторства. Огромным прогрессивным приобретением Монтеверди явилось слияние ренессансной полифонии с гомофонным складом - драматически индивидуализированные мелодии разнообразнейших типов с инструментальным сопровождением. В искусстве оперы Монтеверди многое воспринял от флорентийцев. Его первые оперы – «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608) написаны в Мантуе). Но композитор пришел к новой трактовке оперы, оказавшись создателем оперы трагедийного плана с конфликтной драматургией – музыкальной драмы, первоосновой которой явились мадригалы в особом стиле concitato («кончитато» - ит.- взволнованный). В 1613 г. Монтеверди приезжает в Венецию, где долгое время служит регентом собора Сан-Марко. Среди многочисленных произведений этого периода уцелели оперы «Возвращение Улисса» (1641) и «Коронация Поппеи» (1642). Особенности и значение оперного стиля Монтеверди: в операх Монтеверди сложились основные типы драматургии оперы - музыкальной драмы: конфликтная и контрастная (драматургия – метод развития  и сопоставления характеров, образов в произведении), что дает повод для сравнения с Шекспиром. Герой драмы – трагическая фигура и опера направлена на раскрытие его внутреннего мира. Например, опера «Коронация Поппеи» - историческая драма, где музыкальные характеристики героев контрастно противопоставлены. Контрастность драматургии основана на пестрых и неожиданных сочетаниях – например, трагических монологов с банальными сценками и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: