Об истории города Могилёва

Дополнительный материал

 

Витебское Подвинье (Поозерье)      

Полоцкое вече

       Полоцкое вече представляло собой общее собрание горожан. Оно просуществовало вплоть до получения Полоцком Магдебургского права в 1498г. На вече могли присутствовать все самостоятельные полочане, имевшие в городе свой дом. Основной целью существования вече было выражение воли народа. Вече считалось правомочным, если оно собиралось на традиционном месте и на нём присутствовали все слои горожан: бояре, купцы, поспольство (т.е. простой люд). Однако, горожанину не обязательно было бывать на каждом собрании. Роль этого демократического института была очень велика. Именно вече решало все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Оно принимало решения о начале войны и заключении мира (как в согласии с волей князя, так и без его согласия), о ведении переговоров во время войны, могло приглашать и отдалять князей, принимало законы, имело в своих руках верховный суд. Все торговые грамоты подписывались от имени веча, при этом форма грамот была тщательно разработана и оставалась единой. Князь, потерпев неудачу, боялся гнева веча и зачастую предпочитал не возвращаться в город. Так, в 1162г. князь Рогволод в битве был разбит, а затем убежал в Друцк. Вначале вече появляется в самом Полоцке, а затем распространяется и на другие города Полоцкого княжества: Заславль, Лагойск, Друцк. Однако, вече "старшего города" было законом для остальных городов и местечек.

Приводится по кн. В.Ластоўскі. Кароткая энцыклапедыя старасвеччыны

 

 

Могилёвское Поднепровье

Об истории города Могилёва

       В VIII-IXвв. на территории современного Могилёва возникает укреплённое городище. Расположившись на насыпном валу у впадения реки Дубровенки в Днепр, оно занимало доминирующее положение в окрестностях. Точных сведений про основание города не сохранилось. Могилой наши далёкие предки называли любую возвышенность. Кроме того, существует легенда об основании Могилёва. Один из её вариантов рассказывает о драматических взаимоотношениях разбойника Машеки и его возлюбленной Предславы. Этот сюжет был интерпретирован выдающимся белорусским поэтом Я.Купалой в поэме "Могила Льва". В 1267г., галицкий князь Лев Данилович, согласно Могилёвской хронике, на месте городища заложил замок, опоясанный оборонительными стенами и рвом. Он притягивал под свою защиту всё больше и больше людей, пока не превратился в большое поселение. Образ города постепенно приобретал черты приветливости и открытости. Эти земли в XIVв. принадлежали литовским князьям, а с начала XVв. стали владением польской королевы Ядвиги.

В 1577г. произошло важное событие - Могилёв получил Магдебургское право, а следовательно, и полное самоуправление. Символом независимости города и его композиционным центром становится городская ратуша. Город делился на три части: территория замка, торговая площадь и жилые кварталы. Выгодное геополитическое положение позволило Могилёву в первой половине XVIв. стать одним из крупнейших городов Поднепровья и на территории Беларуси. Могилёв XVI-XVIIвв. отличался небывалым динамизмом развития, что объяснялось его устойчивым положением и высоким уровнем жизни в сравнении с другими городами Беларуси этого времени. Он по-прежнему притягивал заезжих людей красотой своих храмов: многочисленные социально-политические потрясения XVIIв. практически не нанесли ущерба Могилёву. Про город писали: "Богам спасаемый сей град Могилов, праотец и отец Иафетовых сынов". В это время картина мира могилевчанам представлялась теоцентричной и традиционной: любое деяние исходило либо от “ласки Божией”, либо от “гнева Божия”. А одной из основных ценностей являлась традиция, господствовал принцип нерушимости и почитания “старины”. В 1661г. король Ян Казимир дал городу новый герб: на голубом поле три городские башни, возле средней, в открытых воротах – рыцарь с поднятым мечом, сверху – конник. В конце XVIIв. в городе развивается каменное культовое зодчество. Облик Могилёва неузнаваемо изменился - среди низкой деревянной застройки засияли купола церквей и костёлов. А за стенами Старого города вырос Новый город с кольцом неприступных оборонительных сооружений, утверждая в общественном сознании идеи силы, мощи и власти. Стоит ли удивляться тому, что жители города были охвачены идеей коллективной солидарности? Эта солидарность и гордость за свой край нашли отражение в стихотворении, написанном в 1625г. на "Зацный клейнот места его кролевское милости Могилёва, герб названый Вежа":

           

От Могилок Могилов чому бы прозвано?

Вежу за герб пры праве Майдебурском дано?

С тых мер же бы мешканцы на смерть памятали,

А над цноту вышшого ничого не знали.

При совитой до Бога и до Пана Вере,

Без одмены сталыми были в кождой мере

Даючи дань, повинность, почести ведлуг стану

Духовенству от душа, а ад тела Пану

 

       Магдебургское право представлялось могилевчанам наиважнейшей ценностью. Родной город находится в центре поэмы "Лабиринт, или..." известного могилёвского поэта и философа XVIIв. Фомы Иевлевича. Это первое светское белорусское произведение, целиком посвящённое городской культуре и горожанам. "Милые мещане" оказываются в центре повествования и играют важную роль в возрождении Отчизны, его былой славы и свобод. Трофим Сурта в своей "Хронике" рассматривает происходящие вокруг события с точки зрения их полезности или вреда для могилевчан, прежде всего купцов, к которым и сам принадлежал. Это произведение было сознательно написано автором в доказательство значимости Могилёва и в целях прославления города. Во фресковых росписях Богоявленской церкви и костёла Св.Станислава в религиозные сюжеты смело вводятся могилёвские пейзажи, панорама города. Могилевчане, представители современной белорусской культуры и искусства, продолжают эту традицию.

       Во время Северной войны город горел, был сильно разрушен, разграблен. В конце XIХ-ХХвв. город становится промышленным центром. Во время первой мировой войны, с 8 августа 1915г. по 25 февраля 1918г. в Могилёве находилась Ставка Верховного Главнокомандующего русской армии. В советский период, в 1924г. обсуждался вопрос о перенесении столицы Беларуси из Минска в Могилёв. Во время Великой Отечественной войны Могилёв стал примером мужества: 40 000 могилевчан вышли на строительство оборонительных сооружений, оборона Могилёва продолжалась 23 дня. В послевоенные годы город возродился из руин и пепла. В настоящее время Могилёв - крупный промышленный, научный и культурный центр Белорусского Поднепровья.

Приводится по кн. І.Марзалюк. Магілёў в XVI-XVIIстст.

3. Белорусское Полесье - "край лесов и болот"

       Общеизвестно, что в языке людей находит закрепление лишь то, что имеет для них значение. Следуя этой мысли, мы приходим к логичному выводу о том, что те понятия, которые соотносятся с наибольшим количеством синонимов и близких по значению слов, оказываются максимально значимыми в нашем словаре. При этом наблюдается тесная взаимосвязь между природно-географическими реалиями и особенностями мировосприятия. Поскольку народы мира проживают в различных природных и географических условиях, то следует ожидать, что эти особенности проявятся в языке. И, действительно, лопари (северная народность) используют 41 слово для обозначения разновидностей снега, 26 - мороза, 20 - льда и 11 - холода. Аборигены Австралии имеют имя для каждой извилины реки, ирландцы имеют десятки наименований ветра, а арабы - по-разному называют пустыню. Таким образом, каждый народ отражает в своём языке самые характерные или жизненно важные для него обстоятельства. Ещё М.Богданович, характеризуя белорусское этническое пространство, отмечал, что наш край лесистый и болотистый. Он предлагал в новой белорусской литературе отражать поэтичность лесов и болот. Наш современник, белорусский учёный И.Чарота считает болото доминантой национальной картины мира белорусов. Так, в белорусском языке встречаются слова "алёс", "багна", "балота", "бездань", "віць", "валага", "волага", "гала", "дрыгва", "дрыгвянік", "імшара", "імшарына", "імшарышча", "машара", "мраіва", "мроіва" и т.д. Учёный убедительно доказал, что столь обширный синонимичный ряд в отношении других видов ландшафта на Беларуси не наблюдается. Амбивалентный (т.е.двойственный) образ болота присутствует в фольклорных источниках и в литературных произведениях Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, современных белорусских поэтов и писателей. Болото связывается с сакральным и, в то же время, оно воспринимается как пристанище нечистой силы. В профессиональной литературе болото выступает как символ тяжёлого прошлого: "Хай наша нядбаласць пройдзе разам з гэтым Гнілым балотам" (Я.Колас, "На прасторах жыцця"). Однако, встречается интерпретация этого образа как родного, традиционного для белорусской картины мира: "Спяшыць ён дайсці да трасіны: там - мяккія, цёплыя мхі" (М.Богданович, "Старасць").

Приводится по ст. Л.Кажухоўская. Базавыя сімвалы мастацкай карціны свету беларусаў // Культура Беларусі: навуковы пошук моладз: матэрыялы навук.канф. БДУКМ.-Мінск, 1998

 




double arrow
Сейчас читают про: