Частное учреждение дополнительного образования детей
«Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Духовное просвещение»
ЧУДО «Центр «Духовное просвещение»
Епархиальные Кирилло – Мефодиевские чтения
«Великая Победа: история и память»
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
«Военная песня: история и современность»
Форум I
«Великая Отечественная война: история, уроки, судьбы».
Автор работы: Михеева Кира
ученица 4 класса «Центр
«Духовное просвещение»
Руководитель:
Белолипецкая Елена Николаевна
педагог дополнительного образования
г. Югорск
2020 г.
Оглавление
Введение 2
Основная часть:
Глава 1. Классификация военных песен 4
|
|
Глава 2. История создания песен военных лет 5
Глава 3. Вклад в Победу фронтовых концертных бригад 9
Практическая часть 11
Заключение 11
Источники 12
Приложение
Введение
От песен сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой.
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Расул Гамзатов
Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам до победного ее окончания. Песня поднимала боевой дух воинов, не покидала солдат в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимыми и родными, воспевала мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолевать военные трудности.
Актуальность: В песенном жанре наблюдается концентрация таких понятий как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это неизменные духовные ценности, разделяемые многими поколениями. Эти ценности важны и сегодня и не теряют своей актуальности.
Проблема заключается в том, что сегодня Западные идеологи, фальсификаторы истории предпринимают всё новые и новые попытки переписать итоги Второй мировой войны. Молодое поколение россиян, пытаются лишить исторической памяти, национального самосознания и внушить исторически ложные мысли.
|
|
Цель: Определение роли и значения военной песни в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны и в современном обществе.
Задачи проекта:
1. Исследовательские: Собрать информацию о значении военной песни в годы Великой Отечественной войны;
2. Образовательные: Познакомиться с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет;
3. Воспитательные: Через анализ душевного состояния людей на войне и роли музыки в ней, увидеть войну глазами старшего поколения, испытать гордость за совершённый ими подвиг. Через рассказ о песнях военных лет привить нашим сверстникам любовь, уважение к прошлому Родины, способствовать воспитанию патриотизма;
4. Развивающие: Развить творческое мышление учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений;
5. Аналитические: Выяснить, что знают наши современники о песенном творчестве Великой Отечественной Войны, выявить самые популярные военные песни в наше время.
Объект исследования: Песни периода Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: Воздействие песни на духовное состояние солдат. Оценка современниками исторической значимости песен военных лет.
Гипотеза: Есть предположение, что песни военных лет вдохновляли солдат, поднимали на борьбу с врагом, собирали силы, помогали пережить тяготы войны, вели к Победе.
Методы исследования:
1. Изучение литературных источников, интернет – ресурсов.
2. Анализ информации о войне, полученной из рассказа родственников, из просмотра фильмов о войне, из прослушивания песен военных песен.
3. Классификация песен военных песен.
4. Проведение анкетирования.
5. Построение сравнительной диаграммы.
6. Проведение флешмоба в городе Урай.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в целях пропаганды военной песни. Материалы моей работы могут быть использованы на уроках музыки, во внеурочной деятельности и на классных часах.
Военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий. За годы войны было создано более ста песен. Песня распространялась очень быстро, солдатские треугольники пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста. Песню пели и в глубоком тылу врага, в партизанской землянке.
Глава 1. Классификация военных песен
Анализируя военные песни, мы решили их классифицировать, условно разделив на несколько групп:
1. Патриотические песни. Песня-призыв защищать Родину:
«Священная война», «Песня о Днепре»…
2. Прощальные песни. В них звучит тема расставания и разлуки с женами, детьми, матерями, с родным домом: «Прощайте, скалистые горы»; «Вечер на рейде»…
3. Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме, семье: «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек»…
4. Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на привале: «Катюша», «Смуглянка», «На солнечной поляночке»…
5. Победные песни. В них поется о победе солдата над врагом: «Казаки в Берлине», «Дорога на Берлин»…
Глава 2. История создания песен военных лет
Более подробно мне хотелось бы остановиться на истории рождения двух музыкальных произведений:
Уже на третий день войны создаётся песня «Священная война» (приложение 1).
На третий день войны 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева – Кумача с заголовком «Священная война». На следующее утро в здании Дома Красной Армии к композитору А. В. Александрову подошёл политработник с газетой «Известие» в руках:
- Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева – Кумача. Может, напишете песню?
|
|
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всём, уехал домой сочинять песню. К вечеру песня была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В Александров) и тут же в репетиционной комнате, написав ноты на доске – печатать не было времени! - выучили её. Музыка с её призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….
«Священная война» впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на 7 – й день войны. Песню просили повторить - и она прозвучала пять раз. И хотя песня была создана и впервые исполнена не на фронте, она сразу же облетела весь фронт, став подлинным гимном всего воюющего народа. Величественная, она звучала, как набат, как воинская присяга, как клятва. Музыка песни – это марш с необычным для него размером три четверти.
Чёткий аккомпанемент предполагает зрительный ряд колонн, идущих на врага, может даже битв былинных русских богатырей с врагами, с «нечестью». Припеву присуща большая энергия и динамика, символизирующая наступление на врага.
С песней «Священная война» связано немало волнующих моментов:
Так весной 1942 года небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали её гранатами. Силы защитников таяли. И вдруг из глубины подземелья послышалась песня:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой...
Потом раздался сильный взрыв, и обломками скалы завалило пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу.
|
|
Так «Священная война» стала главной песней Великой Отечественной войны, песней – призывом, песней – гимном. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. И сегодня песня не забыта. Её исполняют на фестивалях и конкурсах, в строю и праздничных концертах не только в нашей стране, но и за рубежом! Песня живёт, ей почти 80 лет! На фасаде Белорусского вокзала находится мемориальная доска «Священная война» в честь места первого исполнения песни (приложение 2).
Современные поэты посвящают этой песне стихи.