Современные подходы к организации наблюдений

Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Летом- наблюдения за насекомыми. В зимнее время - наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя. Труд в природе. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Зимой можно сделать«зеленый огород»на подоконнике: совместно с детьми выращивать из семян укроп, петрушку, выращивать зеленый лук. Формирование экологической культуры, экологического сознания процесс длительный и не простой, решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.

Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксирует соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных.

Педагогическая оценка сформированности основ экологической культуры как условие повышения качества первоначального экологического образования.

Педагогическая оценка - это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Понятие экологической культуры - комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностную структуру. Это понятие включает в себя и ответственное, и бережное, и эстетическое отношение к окружающему миру, и любовь к природе, и ряд других понятий, которые выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания. Целевая установка определяет сущность понятия «экологическое образование» - как целенаправленного педагогического процесса. Развитие экологической культуры личности в настоящее время определяется как цель и результат экологического образования. Создавая систему экологического образования в детском саду, необходимо обеспечить ряд педагогических условий, вытекающих из сущности отношения как компонента сознания и учитывающих своеобразие формирования личности дошкольника. На эти условия указывали исследователи этого вопроса: П.Г. Саморукова, Н.Ф. Виноградова, С.Н. Нико-лаева, Т.А. Маркова:

1. Экологическая культура педагога, его готовность осуществлять экологическое образование дошкольников.

У педагога должно быть глубокое понимание экологических проблем и причин, их порождающих; ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию; желание и действенная готовность ее изменить. Педагог должен овладеть методикой экологического образования дошкольников, понимать цели и задачи экологического образования, реализовывать их в конкретной технологии работы с детьми.

2. Организация экологически развивающей среды.

Грамотно организованные экологические пространства в детском саду, отбор экологических объектов для экскурсий, целевых прогулок в ближайшем окружении ребенка создадут условия для формирования экологической воспитанности у дошкольников.

3. Воспитательно-образовательная программа, задающая развитие всех составляющих экологическую воспитанность компонентов в их единстве и взаимосвязи.

4. Применение технологии, включающей: определение таксономии педагогических задач, их пошаговое решение, обеспечивающее поэтапное нарастание субъектной позиции ребенка во взаимодействии с окружающим миром (природой): накопление и «проживание» дошкольником положительного эмоционально-чувственного опыта отношения к природе в разных видах деятельности; организация ценностного, эмоционально-позитивного, развивающегося взаимодействия педагога и детей, способствующего достижению главной цели — становлению экологической воспитанности дошкольника.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: