Внедрение регионального компонента Тюменской области в процессе экологического воспитания дошкольников

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

* понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

* освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

* проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

В Тюменской области во многих детских садах экологическое воспитание ведется с краеведческим компонентом. Результаты реализации программы экологического воспитания детей:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начальные элементы экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Таким образом, работа по эколого-краеведческому направлению ведется целенаправленно, по семи направлениям: интегрированные занятия, экскурсии, праздники и развлечения, работа с родителями, исследовательскую деятельность детей и педагогов, экологические игры, диагностику знаний, умений, навыков воспитанников по экологическому воспитанию. Работа по этому направлению увлекательна и интересна ребенку, потому что учитываются его возрастные особенности и потребность в познании окружающего мира.

Обоснование необходимости использования наглядных и практических методов в организации познавательной деятельности ребенка-дошкольника.

Метод – это способ достижения поставленной цели, предполагающий определенную упорядоченную деятельность. Наглядные методы - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.
Практические методы обучения дошкольников – это методы, направленные на организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, с целью усвоения ими новых знаний и умений, имеющих практический характер.
Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.

Наглядные методы обучения бывают:

1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

• показ способов, действий;

• показ образца.

Практические методы обучения

1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы;

- оснащенности педагогического процесса;

- личности воспитателя.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: