Тема 10. Психологические особенности подросткового

И юношеского возраста (отрочество)

1. Охарактеризуйте развитие мышления, памяти, воображения, творчества подростка

2. Дайте понятие референтной группы. В чем заключается ее значение для психического развития подростка?

3. Рассмотрите примеры рефлексивных самоописаний Л.Н. Толстого и современных подростков в учебнике В.С. Мухиной (Возрастная психология. – М.: Академия, 2004. – С. 396-40Г). Как развивается рефлексия в подростковом возрасте? Каково ее значение для зрелой личности.

4. Дайте понятие Я-концепции (Я-образа), рассмотрите ее составляющие.

5. Охарактеризуйте конформизм и индивидуализм в подростничестве

6. В чем состоит психологическое содержание чувства взрослости?

7. Зная психологические особенности подросткового кризиса, объясните, в чем причина «конфликта отцов и детей»? Можно ли его избежать?

8. Какие можно дать рекомендации родителям подростка по преодолению подросткового кризиса?

9. Сравните, что служит основой для оценивания людей в младшем школьном возрасте и в подростничестве?

10. Дайте понятие девиантному поведению. Каковы причины появления девиаций в подростковом возрасте?

Тема 11. Предмет и методы педагогической психологии

1. Дайте определение предмета педагогической психологии.

2. Охарактеризуйте проблемы педагогической психологии

3. Перечислите методы педагогической психологии.

4. Дайте характеристику образования как многоаспектного феномена.

5.  Перечислите основные направления обучения в современном образовании.

6. Назовите авторов теорий развивающего обучения.

 

Тема 12. Психология обучения.

1. Назовите основные категории психологии обучения.

2. Раскройте взаимосвязь обучения и развития

3. Перечислите основные виды и механизмы научения.

4. Покажите различие педагогической оценки и отметки.

5. Перечислите виды педагогической оценки.

6. Назовите условия эффективности педагогической оценки.

7. Назовите типичные ошибки педагогической оценки учителей.

 

Тема 13. Педагогические способности.

1. Определите место педагогической профессии среди других профессий.

2. Назовите общий состав педагогических способностей.

3. Перечислите планы соответствия человека педагогической профессии.

4. Назовите барьеры к инновационной деятельности учителя.

5. Назовите условия совершенствования педагогической деятельности.

6. Назовите элементы психокоррекции в деятельности педагога.

 

Тема 14. Особенности обучения детей на разных возрастных этапах.

1. Перечислите условия научения детей младенческого возраста.

2. Перечислите условия обучения детей дошкольного возраста.

3.  Опишите организацию обучения детей младшего школьного возраста.

4. Каковы особенности организации обучения детей в средних и старших классах школы

5. Назовите признаки обучаемости детей.

6. Каковы особенности обучения студентов?

7. Как обучать леворуких детей?

8. Назовите признаки гиперактивности ребенка младшего школьного возраста.

9. Каковы виды эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста?

 

Тема 15. Учебная деятельность.

План.

 

1. Дайте характеристику учебной деятельности как специфическому виду деятельности.

2. Назовите основные структурные элементы учебной деятельности.

3. Назовите прямые мотивы учебной деятельности.

4. Назовите косвенные мотивы учебной деятельности.

5. Назовите признаки усвоения учебного материала.

6. Дайте характеристику престижных мотивов учебной деятельности.

7. Дайте характеристику «мотивам благополучия» учебной деятельности.

 

Тема 16.Педагогическая деятельность.

 План.

1. Дайте общую характеристику педагогической деятельности.

2. Перечислите структуру педагогической деятельности.

3. Назовите мотивы педагогической деятельности.

4. Перечислите педагогические умения.

5. Назовите психофизиологические предпосылки (задатки) деятельности педагога.



Тема 17. Психология воспитания.

План

1. Перечислите основные категории психологии вспитания.

2. Назовите цели, средства и методы воспитания.

3.  Дайте характеристику основным теориям воспитания.

4.  Как происходит становление характера ребенка дошкольника.

5. Как происходит воспитание младших школьников в домашнем труде, в играх?

6. Как происходит воспитание младших школьников в учении.

7. Как происходит воспитание подростков и юношей в школе, в общении со сверстниками, через средства массовой информации?

 

Тема 18. Педагогическое общение.

План

1. Дайте определение педагогическому общению.

2. Что должно входить в стиль педагогического общения.

3. Назовите области затруднений в педагогическом общении и взаимодействии.

4. Педагогическая деятельность как область затруднений.

5. Перечислите стили педагогического руководства.

 

Тема 19. Руководство детскими группами и коллективами.

План

1. Обучение детей общению и взаимодействию с людьми.

2. Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах

3. Организация детской групповой дельности.

 

Тема 20. Руководство педагогическим коллективом.

План

1. Стиль и методы руководства коллективом.

2. Организация работы коллектива.

3. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.

 

Тема 21. Основные виды отклоняющегося поведения личности. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности.

План

1. Дайте характеристику агрессивному поведению.

2. Дайте характеристику делинквентному поведению.

3. Назовите формы зависимого поведения.

4. Назовите цели и принципы поведенческой коррекции.

5. В чем заключается стимулирование позитивной мотивации.

6. Назовите методы коррекции эмоциональных состояний.


 


Модуль 3. Возрастная и педагогическая психология

Вопросы к экзамену

(очная форма обучения, 2 курс, 3 семестр)

1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии.

2. История становления возрастной и педагогической психологии.

3. Характеристика методов возрастной и педагогической психологии

4. Понятие психического развития и его движущие силы. Понятие возраста в возрастной психологии. Соотношение понятий «развитие», «рост», «возраст». Основные факторы и условия психического развития.

5. Возрастные кризисы. Их причины.

6. Характеристика понятий «социальная ситуация развития», «социализация», «новообразование».

7. Кризис новорожденности. Комплекс оживления и его значение.Основные психические новообразования младенческого возраста.

8. Кризис одного года. Появление новой социальной ситуации развития.

9. Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Ведущая деятельность возраста.

10. Основные новообразования раннего детства.

11. Предпосылки формирования личности в раннем детстве. Кризис трех лет.

12. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.

13. Роль игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Развитие общения дошкольников со сверстниками.

14. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Структура психологической готовности.

15. Кризис семи лет. Симптомы кризиса.

16. Психическое развитие младшего школьника. Ведущая деятельность возраста.

17. Характеристика новообразований в психическом развитии младшего школьника.

18. Особенности развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

19. Общение младшего школьника с родителями и другими взрослыми. Роль личности учителя в обучении и воспитании.

20. Анатомофизиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на поведение.

21. Различные теоретические подходы к проблеме “кризиса” в переходном возрасте.Центральное новообразование личности в подростковом возрасте.

22. Проблема конфликта подростка и взрослого. Пути гармонизации отношений.

23. Ведущая деятельность подростка. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте.

24. Психологические особенности юношеского возраста. Основное новообразование возраста.

25. Учебно-профессиональная деятельность и мотивы учения старшеклассников. Психологические проблемы взаимоотношений старшеклассников с взрослыми.

26. Психологические особенности общения со сверстниками в старшем школьном возрасте. Дружба и любовь. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте.

27. Основные понятия психологии обучения.

28. Обучение и развитие.

29. Основные направления обучения в современном образовании. Психологические основы развивающего обучения.

30.  Проблема личностного и индивидуального подхода к обучению.

31.  Соотношение обучения и воспитания в педагогическом процессе.

32.  Научение детей в младенческом и раннем возрасте.

33.  Совершенствование восприятия, памяти и мышления дошкольников в процессе обучения.

34.  Обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста чтению и письму.

35.  Организация обучения детей в младших классах. Игровая и учебная деятельность у младших школьников.

36.  Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.

37.  Младшие школьники «группы риска». Гиперактивность. Леворукость. Дети с эмоциональными нарушениями.

38.  Учение детей в средних старших классах школы.

39.   Структура учебной деятельности.

40.  Мотивы учения

41.  Усвоение – центральное звено учебной деятельности.

42.  Оценка. Оценка и отметка.

43.  Виды педагогической оценки. Условия эффективности педагогической оценки.

44.  Общая характеристика педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.

45.  Педагогические умения.

46.  Общий состав педагогических способностей. Соответствие человека педагогической деятельности.

47.  Проблема профессиональной подготовки и личностного развития учителя.

48.  Понятие о педагогическом общении. Стили педагогического руководства.

49.  Барьеры в педагогическом общении и взаимодействии.

50. Основные понятия психологии воспитания.

51.  Психологические механизмы формирования личности. Формирование личности в младшем школьном возрасте.

52.  Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.

53.  Семья и воспитание.

54.  Воспитание подростков в общении со сверстниками и взрослыми.

55.  Общая характеристика превентивного поведения несовершеннолетних.

56.  Нарушение социализации у детей подросткового возраста. Группировка характеров и их недостатков.

57.  Виды педагогической и психологической коррекции «трудных подростков».

58.  Руководство детскими группами и коллективами. Развитие личности в детских группах и коллективах

59.  Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности.

60.  Виды и причины возникновения конфликтов в педколлективах. Способы устранения конфликтов в педколлективах.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: