Тема 8. Развитие ребенка в дошкольном детстве

Тематика контрольных работ (аудиторных)

(очная форма обучения, 2 курс, 3 семестр)

Раздел Возрастная психология

Темы 1. Предмет и структура возрастной и педагогической психологии.

1. Что является предметом возрастной психологии? Рассмотрите, в чем состоит схожесть и различия предметов изучения возрастной психологии и общей психологии, педагогики, педагогической психологии?

2. Приведите примеры явлений роста и развития из различных областей научного знания.

3. Как Вы понимаете слова П. Тейяра де Шардена: «Человек – всегда незнакомец»?

4. Охарактеризуйте сущность биологического, социального и психологического возраста. Приведите примеры этих возрастов, а также случаи, когда они не могут не совпадать.

5. Из курса общей психологии вспомните, какие компоненты психического (темперамент, характер, познавательные процессы, эмоции, чувства, личностные свойства и пр.) определяются в большей степени биологическими, а какие социальными факторами.

6. Дайте определение зрелости. В тетради запишите, какими качествами, на Ваш взгляд, должна обладать личность в современном обществе? Какие, из указанных Вами характеристик относятся к биологической, а какие к социальной и психологической сферам?

7. Охарактеризуйте какую-либо из социологизаторских концепций (например, типологию Э.Шпрангера, трансактный анализ Э.Берна, гуманистическую психологию, одним из ярких представителей которой был Абрахаам Маслоу). На каких основополагающих идеях они основываются?

8. Охарактеризуйте какую-либо из биологизаторских концепций, к примеру, это может быть психоанализ Зигмунда Фрейда, концепция когнитивного развития Жана Пиаже, типологии характера Э.Кречмера и У.Шелдона). Что их объединяет?

9. У Экклесиаста сказано: «Сердце мудрых в доме скорби, сердце глупых – в доме веселья», русская народная поговорка утверждает, что «кто мало знает, крепче спит». В то же время французские просветители XVIII века считали, что знание способно пробудить добродетель и сделать людей счастливыми. Приведите аргументы в пользу социальных влияний на психическое развитие личности.

10. «Между человеком разумным и человеком плотским есть надежный посредник, которого можно назвать и сердцем, и благородными чувствами. Собственно, только этот посредник и дает нам право на титул человека, ибо ум приравнивает нас лишь к духам, плоть – к животным» (Клайв С. Льюис. «Человек отменяется…»). Как Вы понимаете эти слова?

Тема 2. Психологические особенности стабильных и критических возрастов.

1. Рассмотрите культурно-историческую обусловленность кризисного периода. Что определяет возникновение кризисного периода в жизни человека? Почему возрастной кризис можно считать «приобретением цивилизации»?

2.В чем негативные и позитивные аспекты критического периода?

3. Дайте определение и раскройте основные характеристики ведущей деятельности.

4..Раскройте понятие «психическое новообразование». Каковы условия его появления?

 

Тема 4. Теория периодизации психического развития Л.С.Выготского – Д.Б.Эльконина

1. Перечислите критические возрасты по мере развития человека.

2. Дайте определения понятиям «мягкий» кризис и «жесткий» кризис.

3. В чем разница между понятиями «предподростковый» и «подростковый» кризис?

 

Тема 5. Психология пренатального периода. Кризис рождения

1. В чем состоит существенное отличие развития младенцев от детенышей животных?

2. В чем сущность и основные предпосылки возникновения комплекса оживления у младенца?

3. Какова роль взрослого в психическом развитии младенца?

4. В чем заключается эмоциональная депривация и каковы ее последствия для психического развития ребенка.

 

Тема 6. Психологическая характеристика младенческого возраста. Кризис одного года.

1. Каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

2. Когда и как младенец начинает различать близких и незнакомых взрослых?

3. В чем заключается роль взрослого в формировании предметных действий ребенка?

4. В чем специфика подготовительного периода речевого развития?

5. Как меняются отношения с взрослыми при возникновении манипулятивной деятельности?

Тема 7. Ранний детский возраст.

1. Охарактеризуйте специфику предметно-манипулятивной игры.

2. Выделите необходимые условия нормального развития ребенка в раннем детстве.

3. Как можно способствовать развитию у ребенка обобщающей способности мышления?

4. Какие необходимые условия должны быть обеспечены в этом возрасте для освоения ребенком общественного назначения предметов.

5. Каково значение речи для психического развития? Предположите, каким может быть развитие ребенка, его мышления в ситуации отсутствия речевого общения.

6. Может ли ребенок научиться говорить, если его «собеседником» будет только телевизор?

7. Охарактеризуйте сензитивность раннего детства.

8. Двухлетний малыш надевает ботиночек на голову, при этом смеется. Говорит ли это о том, что ребенок не знает, что ботинок не одевают на голову? О наличии какого свойства сознания свидетельствует эта ситуация?

9. Какова роль изобразительных видов деятельности (рисования, лепки) в психическом развитии ребенка в раннем детстве?

 

Тема 8. Развитие ребенка в дошкольном детстве.

1. Охарактеризуйте роль взрослого в развитии и воспитании дошкольника

2. Почему детей-дошкольников называют «почемучками»?

3. Что может стать причиной формирования заниженной самооценки у ребенка-дошкольника? Каковы последствия заниженной самооценки?

4. С чем может быть связано появление детских страхов в дошкольном возрасте?

5. Как изменяется содержание общения детей на протяжении дошкольного возраста?

6. Охарактеризуйте учебную деятельность как ведущую в младшем школьном возрасте.

7. Охарактеризуйте произвольность психических процессов младшего школьника?

8. Как изменяются взаимоотношения школьника с семьей?

9. Какова роль оценки в развитии школьника?

10. Рассмотрите, как формируется теоретическое мышление школьника в процессе обучения.

11. Как изменяется система мотивов в младшем школьном возрасте?

12. К чему сензитивен младший школьный возраст? Как можно помочь ребенку в психическом развитии?

13. Какова роль и значение игры в младшем школьном возрасте?

14. Охарактеризуйте роль обучения в психическом развитии ребенка




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: