Вопросы и задания для повторения

Конспект занятия объединения «Экология и творчество»

Тема занятия «Гнездования птиц»

Цель: создать условия для изучения особенностей строения гнезд различных видов птиц.

Задачи:

1. Образовательная: сформировать знания у детей об особенностях типов, строении гнезд; продолжить формирование умений работать с текстом и выделять главное.

2. Воспитательная: формировать позитивное восприятие природы и бережное к ней отношение.

3. Развивающая: развивать познавательный интерес воспитанников, используя знания об особенностях строительства гнезд птицами; различать птиц по голосам, наблюдать за ними в природе.

Тип занятия: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Вид занятия: комбинированный.

Форма занятия: устный журнал на тему: «гнездовой период в жизни птиц».

Оборудование:

  • натуральные гнезда птиц;
  • голоса птиц;
  • ноутбук, проектор для демонстрации презентации;
  • фотографии и рисунки птиц;

Ход урока.

В конце лета и начале осени в связи с уменьшением пищи птицы улетают на юг. Весной эти птицы возвращаются к местам гнездования. И приступают к постройке гнезд для выведения потомства.

Гнездостроение – характерная особенность размножения птиц и представляет собой сложное явление. Найденное гнездо – документ, подтверждающий факт обитания в данной местности определенного вида птиц. Изучение конструкции гнезда, его строительного материала, способа прикрепления дает конкретные данные, необходимые для создания новых искусственных гнездовий с целью привлечения полезных птиц.

Птичьи гнезда по форме, размеру, конструкции, строительному материалу и месту расположения крайне разнообразны.

Материал для строительства гнезд.

Для строительства гнезд птицы используют самый разнообразный материал: корешки и листья, тонкие прутья различных растений, стебли, ветки древесных растений, мхи и лишайники, пух, перья, волосы животных. У многих птиц гнезда вылеплены из маленьких комочков глины, ила, земли, перемешанных растительными кусочками и волосом, и склеенных клейкой слюной, например, у некоторых видов ласточек – деревенской, городской. Также вход для строительства гнезд идут кора березы, например, бересту использует при строительстве гнезда мухоловка, ели, ольхи, чешуйки еловых шишек, паутина пауков и насекомых. Некоторые птицы подбирают у населенных пунктов и вблизи них лоскутки тряпок, ниток, бумагу и другие различные отходы деятельности человека.

(На экране появляется слайд с изображением различных материалов, используемых для строительства гнезд.)

Беседа о значении гнезд.

Гнезда у птиц выполняют разнообразные и важные функции:

  1. Гнездо предохраняет яйца от раскатывания и удерживает их в компактной кучке.
  2. Гнездо служит местом нахождения птенцов в период их выкармливания до их вылета.
  3. Гнездо способствует созданию оптимального для развития яиц и птенцов температурного режима.
  4. Гнездо играет большую роль в защите яиц, птенцов и насиживающей птицы от врагов, что достигается маскировкой гнезда и его расположением в недоступных для врагов местах.

Типы гнезд.

(Рассказ учителя сопровождается показом натуральных гнезд)

1. Чашеобразное гнездо – в виде чаши, открытое. Вход в гнездо сверху. Этот тип гнезда характерен для многих птиц, обитающих в наших краях – дрозд-рябинник, зарянка, снегирь, сойка обыкновенная, горихвостка, черноголовая славка и другие (рисунки 1-4).

развернуть таблицу

Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4

развернуть таблицу

2. Шарообразное (яйцеобразное) гнездо – в виде шара или яйца, закрытое со всех сторон. Вход сбоку в виде маленького круглого отверстия (летка). Такого типа гнезда характерны для некоторых видов синиц: длиннохвостой синицы, пеночки-трещотки, крапивника и других птиц (рисунки 5, 6, 7).

развернуть таблицу

Рисунок 5 Рисунок 6

Рисунок 7

развернуть таблицу

Ремез предпочитает гнездится в поймах рек, по берегам прудов, озер.

Ремез при своих маленьких размерах строит довольно большое пушистое, заметное гнездо в виде «варежки». Гнездо сплетается из мягких материалов – волокон луба, травинок, растительного пуха (тростника, рогоза, тополя, ивы), шерсти. Гнездо на высоте от 2,5 м и выше на тонких свисающих ветках ивы, березы, чаще над водой.

Гнездо крапивника представляет собой шар или вытянутый по форме мешочек с маленьким боковым входом. Материал для гнезда самец носит очень быстро, через каждые 10-30 сек. Бывает, самец прерывает работу и энергично поет.

(Учитель включает пение крапивника.)

Пение крапивника (музыкальный файл)

3. Висячее гнездо – гнездо, прикрепленное к опоре (веткам, стеблям) не дном, а верхними частями стенок или краями. Висячее гнездо можно встретить у малиновки, иволги, кустарниковой камышевки (рисунок 8).

Рисунок 8

Гнездо в виде глубокого конуса или корзинки самка дроздовидной камышевки укрепляет на стеблях высокого тростника, искусно сплетая его из сухих тростниковых листьев и растительных волокон. Когда самка строит гнездо, самец в это время искусно поет (рисунок 9).

Рисунок 9

(Учитель включает пение дроздовидной камышевки.)

Пение дроздовидной камышевки (музыкальный файл)

Дети рассказывают о том, как птицы заботятся о своем потомстве (Приложение 1).

Расположение гнезд (материал изучается по усмотрению педагога).

развернуть таблицу

В дуплах На земле На деревьях В кустарниках У строений
Дятел Синица-московка Поползень Ястребиная сова Серая неясыть Филин Жаворонок Соловей Глухарь Тетерев Козодой Трясогузка Грач Свиристель Ворона Сорокопут Желтоголовый королек Крапивник Малиновка Сорока Садовая славка Синица длиннохвостая Галка Белый аист Деревенская ласточка Скворец обыкновенный

развернуть таблицу

Схема строения гнезд пеночки-трещотки (рисунок 10).

Рисунок 10

Схема строения гнезд крапивника (рисунок 11).

Рисунок 11

Беседа о том, на какой высоте птицы строят гнезда и сколько этот процесс занимает времени. Во время беседы дети приходят к следующим выводам.

Высота гнезда над землей – расстояние от земли до основания гнезда, а для дуплогнездников – до нижнего края летка.

  • До 1м – лесная завирушка.
  • 2-3м – сорока, дрозд-рябинник.
  • 2-4м – зяблик, ястреб-перепелятник.
  • 2-5м – снегирь.
  • 3-6м – щегол, обыкновенная горлица.
  • 7-8м – черный дрозд.
  • 8-20м – черный коршун, ястреб-тетеревятник.
  • 15-20м – беркут, орлан-белохвост.

Время на постройку гнезда:

  • Черный дрозд – 3-5 дней.
  • Зарянка – 5-7 дней.
  • Соловей – 5-6 дней.
  • Рябинник – от 1до 7-10 дней.
  • Пеночка-теньковка – 5-8 дней.
  • Желтоголовый королек –10-12 дней.
  • Большая синица – от 2-3 до 5-6 дней.
  • Ремез – 3-4 недели.

Гнезда водных и околоводных птиц сильно отличаются от других птиц, обитающих на суше. Поэтому они весьма различны и выполнены в большинстве из водной растительности (Приложение 2).

Вопросы и задания для повторения.

1. Определите тип гнезда (рисунок 1, 6, 8) или презентация (Приложение 5).

развернуть таблицу

Рисунок 1 Рисунок 6

Рисунок 8

развернуть таблицу

2. Из чего птицы строят гнезда:

а) травянистые растения;
б) древесные ветки, сухие листья деревьев, куски бетона;
в) шерсть, пух, перья, железные прутья;
г) мох, лишайники;
д) глина, грязь.

3. По описанию установите, чьё гнездо?

Гнездо строит в строениях: на чердаках, под крышами дворов и сараев и т.д. Гнездо полукруглое, сверху открытое, вылеплено из маленьких комочков глины, ила, илистого песка, склеено клейкой слюной с примесью травинок, соломы, пуха.

4. Гнезда каких птиц располагаются на кочках в воде, близко у берега и построено, как правило, из отмершей водной растительности?

5. Какие птицы строят гнезда высоко на деревьях, столбах, крышах, развалинах зданий и т.д.

Спасибо за внимание!

https://www.youtube.com/watch?v=3IilqMt7H3g – гнезда. Архитекторы природы

https://ssyandex.ru/video/preview/?filmId=4418834759244805711&text=презентация%20гнездование%20птиц&path=wizard&parent-reqid=1589550336046633-495771220853261715400291-production-app-host-man-web-yp-131&redircnt=1589550549.1






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: