Нормы и регламенты политической агитации

 

В избирательном законодательстве России главным является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67‑ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – закон об основных гарантиях). В нынешней редакции он был принят в 2002 году. В тексте этого федерального закона говорится о том, что по отношению к другим законам, которые регламентируют избирательную деятельность и предвыборную кампанию, он является основным. Это означает, что в том случае, когда другие нормативные акты противоречат закону об основных гарантиях, действует последний.

Затем были приняты действующие редакции федеральных законов от 10.01.2003 №19‑ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и закон от 22.02.2014 №20‑ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Кроме этого есть нормативные правовые акты краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти; нормативных актах районных, городских, районных в городе органов государственной власти о выборах в органы местного самоуправления. Нормативно-правовые акты о выборах закрепляют в своем содержании принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование. Ст. 32 Конституции РФ гарантирует: граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Все эти нормативные акты и составляют законодательную основу для деятельности средств массовой информации во время предвыборной кампании.

В неё входит и Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5‑ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Все описанные ниже правила проведения предвыборной агитации распространяются, насколько это применимо, и к агитации по вопросам референдума. В зависимости от ситуации взаимозаменяемыми являются термины «зарегистрированный кандидат», «избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированные списки кандидатов» и «инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума».

Законодательство различает использование СМИ избиркомами (для информирования избирателей) и зарегистрированными кандидатами (для агитации – СМИ предоставляют им платно или бесплатно печатные площади или эфирное время ). Информирование реализуется в формах опубликования и оповещения. С опубликованием связано наступление определенных юридических последствий. Именно «со дня официального опубликования» решения о назначении выборов начинается избирательная кампания, которая заканчивается «в день официального опубликования результатов выборов». Таким образом, важнейшими понятиями предвыборного законодательства являются ИНФОРМИРОВАНИЕ и ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ.

 

 

 

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

Закон приводит закрытый перечень действий, подпадающих под понятие предвыборной агитации (ст. 48). Самое однозначное в нём – призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них).

К агитации относится также умышленное выражение предпочтения какому‑либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за кого будет голосовать избиратель (за исключением случаев обнародования результатов опроса общественного мнения).

Агитацией признаётся описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов.

Здесь же и умышленное распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком‑либо кандидате (кандидатах), избирательном объединении, причём обязательно в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. В смысловом отношении распространение такой информации является частью любой деятельности, способствующей созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, списку кандидатов.

Наконец, к агитации в период проведения кампании будет относиться распространение любой по своему характеру и окраске информации о жизни кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, например, сведения о его семье, хобби и проч.

Закон об основных гарантиях устанавливает, что призывы голосовать всегда будут признаваться агитацией. Что же касается других перечисленных выше действий, то их сочтут агитацией только в случае неоднократного совершения с целью побудить избирателей голосовать за либо против кандидата, кандидатов, список, списка кандидатов.

Агитация может вестись как в СМИ, так и иными не запрещёнными законом методами, причём эти методы вправе выбирать сам кандидат. К ним, конечно же, относится и интернет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: