Участие СМИ в предвыборной агитации

 

Из всех видов СМИ на сегодняшний день российское законодательство о выборах детально регулирует проведение предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума только «на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях». Отсутствует в нём и сколько‑нибудь систематичное регулирование агитации в интернете. Представляется, что государственные органы уже понимают, что, во‑первых, избиратели всё больше информации о кандидатах получают именно из интернета и всё меньше – из газет или телепрограмм, и, во‑вторых, что интернет может повлиять на мнения избирателей существенным образом, как, впрочем, и нарушить права кандидатов. Поэтому вопрос заключается не в том, будет ли регулирование предвыборной кампании в интернете столь же строгим, как в традиционных СМИ, вопрос заключается в том, когда и каким образом это будет сделано.

Определив понятие агитации, закон об основных гарантиях запретил «представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности» проводить, выпускать и распространять любые агитационные материалы (п. 7 ст. 48). Эта норма дублируется в законе о СМИ, который относит к числу обязанностей всех журналистов требование соблюдать запрет на проведение ими предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности (ст. 49). Дополнительно законом об основных гарантиях вводится запрет на сопровождение публикуемых агитационных материалов редакционными комментариями, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума (ст. 52). Впрочем, Конституционный суд РФ постановил, что за пределами «отдельного информационного блока» высказывание своего мнения журналистами допустимо. Все эти запреты, конечно, не означают, что журналисты не имеют права освещать предвыборный процесс – им лишь предписывается в период избирательной кампании воздерживаться от агитации как таковой.

Сами по себе такие действия, как обнародование мнений и высказываний избирателей за или против того или иного кандидата или партии, публикация данных результатов социологических опросов, репортаж с предвыборного митинга или демонстрации, иные действия аналогичного характера, не должны расцениваться как предвыборная агитация.

Заметим, что законодательство о выборах требует, чтобы содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ или распространяемых иным способом, было объективным, достоверным, не нарушало принцип равенства кандидатов, избирательных объединений.

Если же «информирование избирателей» приобретает черты информационной атаки, просматривается стремление создать позитивный или негативный образ кандидата, то можно говорить о наличии в профессиональной деятельности журналиста или редакции СМИ агитационной цели и ставить вопрос о нарушении закона. Аналогичная ситуация складывается и тогда, когда становится очевидной тенденция не случайного, но систематического высказывания позитивных или негативных мнений о том или ином кандидате, проявление дискриминации в его отношении. Именно систематичный характер информационной деятельности может служить внешним выражением наличия в деятельности СМИ и журналистов агитационной цели.

В постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации касательно практики рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме сказано о необходимости разграничения судами агитации и информирования в СМИ: «В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определённых кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос».

Объясняя это положение законодательства, Верховный суд указывает на то, что «организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, не лишены права высказывать своё мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума, но только за пределами информационных блоков». Например, СМИ вправе сообщать о тех или иных предвыборных мероприятиях. Решая, представляет ли такой информационный материал или сообщение агитацию, судам надлежит выяснять совокупность всех факторов, характеризующих степень его распространения и воздействия на избирателей.

Кроме участия в предвыборной агитации и информировании избирателей, СМИ играют ещё одну важную роль. Уполномоченные на то своей редакцией представители средств массовой информации вправе присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с протоколами, бюллетенями и иными документами, а также при подсчёте голосов избирателей (участников референдума). Правда эта возможность ограничена требованием к журналистам состоять в договорных отношениях с редакцией СМИ, причём не менее двух месяцев до дня официального назначения выборов, и получать специальную аккредитацию в избиркоме. Как видим, на всех этапах голосования журналисты фактически выступают представителями широкой общественности, контролёрами. В частности, их присутствие при подсчёте голосов чрезвычайно важно для того, чтобы выборы признавались справедливыми, а их результаты – правильными. Подобные права есть также у представителей участвующих в выборах политических партий, кандидатов, международных и иностранных наблюдателей.

На время проведения кандидатами предвыборной агитации все средства массовой информации делятся на три большие группы: государственные, муниципальные и негосударственные СМИ. В зависимости от того, в какую группу попадают средства массовой информации, разнятся условия их использования в целях и на время проведения кампаний.

Для проведения агитации кандидаты на выборах бесплатно могут получить эфирное время на теле‑ и радиоканалах и печатную площадь в государственных и муниципальных СМИ. Порядок и объём такого времени определяется законом об основных гарантиях, иными избирательными законами. Например, каждая из общероссийских организаций телерадиовещания обязана предоставлять для этих целей не менее одного часа по рабочим дням, региональная – не менее 30 минут и т. д. Очерёдность использования бесплатного времени определяют жеребьёвкой, которую организует избирательная комиссия.

Не менее половины бесплатного времени должно быть предоставлено исключительно для проведения дискуссий, «круглых столов», дебатов, иных совместных агитационных мероприятий. Если кто‑то из кандидатов или избирательных объединений отказался принимать участие в такой дискуссии, из объёма положенного ему бесплатного времени забирают неиспользованные им минуты или часы.

Что же касается бесплатной агитации в прессе, то, например, по закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» газеты первой и второй группы должны выделять для этих целей не менее 10% печатной площади.

Электронные СМИ первой и второй группы обязаны зарезервировать время для агитации кандидатов за плату, причём её объём не должен быть меньше, чем объём бесплатного времени, но и не может превышать его более чем в два раза. Должна также резервироваться площадь для публикации сообщений за плату в изданиях тех же групп печатных СМИ.

В законе отмечено, что муниципальные СМИ вправе вообще отказаться от участия в агитации при проведении выборов в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов федерации. Возможен также отказ от участия в агитации и СМИ любой группы, специализирующихся на культурно‑просветительской, спортивной, детской, научно‑технической и т. п. тематике; а также печатных СМИ группы А, выходящих в свет реже одного раза в неделю.

Закон об основных гарантиях запрещает публиковать агитационные материалы кандидатов в периодических печатных изданиях, учреждённых органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для публикации их официальных материалов, нормативных и иных актов (бюллетени, сборники правовых актов и т.д.).

Негосударственные СМИ вправе вообще отказаться от предоставления печатной площади и эфирного времени для размещения предвыборных материалов. Также запрещено предоставлять кандидатам время или площадь для размещения предвыборных агитационных материалов в СМИ этой группы, если они учреждены менее чем за год до начала избирательной кампании. Это сделано для того, чтобы отсечь от использования в предвыборной агитации газеты‑однодневки, созданные и финансируемые специально для предвыборных информационных войн.

Для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и блоков, инициативных групп по проведению референдума должны быть равными условия времени выхода в эфир, условия оплаты эфирного времени и печатной площади, а в случае бесплатного проведения агитации – их равный размер. Расценки публикуются заранее, не позднее чем через 30 дней с момента официального опубликования решения о назначении выборов, а в случае агитации при проведении референдума – не позднее чем за день до начала распространения в СМИ первого агитационного материала. Делается это для того, чтобы стороны, участвующие в выборах или референдуме, могли сформировать свои бюджеты.

 

Права представителей СМИ (избирательное законодательство в основном пользуется понятием «представитель СМИ», а не «журналист»).


Журналисты во время избирательной кампании обладают также и всеми правами, которыми они наделены ст. 47 Закона РФ «О СМИ»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: