Интервью: требования к инструментарию, процедура проведения, классификация

Интервью по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Анкетирование полностью опосредованно анкете: анкетер пассивный, содержание вопросов интерпретируется самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждений, которые сложились у него при обсуждении проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует ее в анкете. При проведении интервью контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно. Интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет и направляет беседу, фиксирует полученные ответы. Он может объяснить формулировки вопросов, задаваемых в случае непонимания их респондентом, попросить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в бланке интервью, что невозможно при анкетировании.

При этом очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет потрачено гораздо больше времени, чем при использовании анкетного метода. Проблематичным становится обеспечение анонимности беседы. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения количества тех, которые не ответили, и ошибок при заполнении анкет.

Социологическое интервью имеет широкий спектр применения. Его используют на подготовительной стадии исследования; при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, отработки социологического инструментария; как самостоятельный метод исследования (сейчас он один из главных) и как средство контроля надежности информации, полученной другими средствами социологического исследования.

Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах. Рассмотрим их.

Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

Интервью по месту жительства. Оно становится лучшим, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, Фокусированные и свободно.

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента четко регламентировано детально разработанными бланком интервью и инструкции к нему, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

По степени формализации можно выделить несколько видов интервью:

• Нестандартное интервью. Оно предполагает отсутствие твердой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатываются опросный бланк для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Интервьюер задает вопросы согласно опросного листа, а респондент дает ответ в свободной форме, точно фиксируется интервьюером. Этот вид интервью сложный и для респондента, и для интервьюера. Сложное следующее обработки и кодирования материалов вызывает частое использование этого вида интервью на практике.

• Стандартизированное интервью предполагает беседу по четко фиксированным опросники, где так же четко приведены и варианты ответов на поставленные вопросы. В стандартизированном интервью преобладают закрытые вопросы. В этом случае интервьюер по воспоминаниям в определенной последовательности задает вопросы респонденту, а полученные от респондента ответы идентифицирует с одним из предлагаемых вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность заключается в невозможности поставить респонденту большое количество вопросов.

• Полу интервью предполагает сочетание особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью.

• Фокусированные интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и респондента. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают вопрос для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но на каждый вопрос должен получить информацию. Фокусированные интервью - выявление мнений узкого круга респондента. С помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу. Причем информацию предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа. В Фокусированные интервью стремятся определить, какие единицы текста значимых, какие - на периферии и те, что совсем не осталось в памяти. Подробнее информацию о проведении такого интервью и о самой технике проведения фокус-группы будет раскрыто в следующей лекции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: