Перечень контрольных задач

1. При возникновении опасной ситуации на дороге водитель должен как можно скорее затормозить машину. Однако время реакции «увидел опасность – нажал на педаль» может оказаться слишком большим. Был предложен способ, обеспечивающий более быстрое торможение. В чем он заключается?

2. Как доказать значение рецептивного поля в возникновении рефлекторной реакции?

3. Изучают в эксперименте на лягушке влияние раздражения корешков седалищного нерва на отдельные группы мышц. Корешки при этом предварительно отделяют от спинного мозга (перерезают). Зачем?

4. У животного раздражают рецепторы кожи и вызывают двигательный рефлекс. После этого ему вводят искусственно синтезированный препарат и повторяют опыт. Рефлекс не возникает. Существуют два мнения: препарат блокирует передачу возбуждения: а) в центральных синапсах; б) в мионевральных синапсах. Как установить истину?

5. Как доказать, что характер действия медиатора (возбуждающий или тормозящий) зависит не от его свойств, а от свойств постсинаптической мембраны?

6. Два студента решили доказать в эксперименте, что тонус скелетных мышц поддерживается рефлекторно. Двух спинальных лягушек подвесили на крючке. Нижние лапки у них были слегка поджаты, что свидетельствует о наличии тонуса. Затем первый студент перерезал передние корешки спинного мозга, а второй – задние. У обеих лягушек лапки повисли, как плети. Какой из студентов поставил опыт правильно?

7. Почему при охлаждении мозга можно продлить продолжительность периода клинической смерти?

8. Почему при утомлении человека у него сначала нарушается точность движений (например, попадание стержнем в отверстие), а потом уже сила сокращений?

9. У некоторых пациентов коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы усилить его, предлагают сцепить руки вперед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это проводит к усилению рефлексу?

10. Ребенок, который учится играть на пианино, первое время играет не только руками, но и «помогает» себе головой, ногами и даже языком. Каков механизм этого явления?

11. Известный физиолог академик А.А. Ухтомский писал в одной из работ: «Возбуждение - это дикий камень, ожидающий скульптора». Как называется скульптор, шлифующий процесс возбуждения?

12. Почему невозможна координация двигательной деятельности без участия процесса торможения?

13. Какой процесс появился в эволюции раньше возбуждение или торможение?

14. При пресинаптическом торможении в тормозном синапсе возникает деполяризация мембраны, а при постсинаптическом – гиперполяризация. Почему же эти противоположные реакции дают один и тот же тормозной эффект?

15. Рефлексы с рецепторов мышечных веретен способствуют восстановлению нормальной длины мышцы при ее растяжении. Но при сокращении мышцы ее длина не увеличивается, а уменьшается. Как же работают веретена в данном случае?

16. У новорожденных детей можно вызвать некоторые примитивные рефлексы, которые осуществляются спинным мозгом. У взрослого человека эти рефлексы отсутствуют. С чем это связано?

17. В результате несчастного случая у больных произошел разрыв спинного мозга и наступил паралич нижних конечностей. Какие еще функции оказались нарушенными?

18. В знаменитом опыте И.М. Сеченова накладывание кристалла соли на поперечный разрез зрительных бугров приводило к резкому угнетению рефлекса Тюрка. В нейронах какого отдела ЦНС возникало обнаруженное в этом опыте явление центрального торможения?

19. Причина спинального шока заключается в нарушении взаимодействия между головным и спинным мозгом. При этом наблюдается гиперполяризация спинномозговых нейронов. Какого рода взаимодействие нарушается между головным и спинным мозгом при отделении спинного мозга от головного?

 

Библиографический список

1.Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. М., 2010.

2.Окс С. Основы нейрофизиологии. М.: Мир, 1999.

3.Ухтомский А.А. Очерки по физиологии нервной системы. - Собр. соч. М., 1993, т.IV.

4.Физиология человека и животных. - Учебник/ Под ред. А.Б.Когана. М., 2014.

5.Ходжкин А. Нервный импульс. М., 1995.

6.Ходоров Б.И. Проблема возбудимости. М., 1999.

7.Шаде Дж., Форд Д. Основы нейрофизиологии. М.: Мир, 1996.

8. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М.: Мир, 2016.

                                                                                                             

Задание для зачёта по дистанционной форме обучения

1. Внимательно прочитать текст лекций.

2. Подготовить ответы на 4 вопроса из 10 (вопросы по выбору).

3. Решить 3 задачи из 19 (по выбору): составить письменный ответ.

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: