Тема: Разветвленная цепь переменного тока. Мощность в цепи синусоидального тока.
Цель: Изучить основные характеристики цепей переменного тока. Изучить особенности цепей переменного тока и основные показатели выходных сигналов. Научится рассчитывать основные показатели цепей переменного тока, научится составлять схемы замещения цепей переменного тока.
Задание:
1. Выполнить задание в лекционной тетради.
2. Ознакомится с содержанием теоретического материала.
3. Кратко законспектировать основные понятия и термины.
4. Выписать основные формулы и обозначения.
5. Зачертить схемы и таблицы.
6. Фото отчет по работе отправлять на электронной почту (kurshutov1994@mail.ru) или же в специальную группу сети Вконтакте в раздел обсуждения, согласно группе (https://vk.com/club193331707).
План:
1. Электрическая цепь и ее основные элементы.
2. Параметры электрических цепей.
3. Мощность в цепи синусоидального тока
4. Разветвленная цепь переменного тока
Методические рекомендации к выполнению:
Рассмотрим электрическую цепь приемников электроэнергии синусоидального тока, которая состоит из разветвленно соединенных между собой элементов R, L и С (рис.1.1).
Учитывая, что данная цепь содержит две параллельные ветви, находящиеся под одним синусоидальном напряжением U, найдем токи I1 и I2.
, (1.1)
, (1.2)
|
Рис. 1.1. Электрическая разветвленная цепь,
содержащая R, L и С
Комплексный ток, потребляемый всей цепью, найдем исходя из первого закона Кирхгофа:
. (4.3)
С учетом (1.1) и (1.2) после преобразования получим
. (1.4)
Величины активных проводимостей:
,
(1.5)
и реактивных проводимостей:
,
(1.6)
первой и второй ветви цепи.
Следовательно, (4.4) преобразуется к виду
. (1.7)
Выражение
(1.8)
называется эквивалентной полной комплексной проводимостью разветвленной цепи синусоидального тока. Модуль этой величины, который называется полной проводимостью, будет определяться формулой
. (1.9)
На основании (4.7) и (4.9) модуль комплексного тока будет
. (1.10)
Особый интерес представляет случай, когда емкостная и индуктивная проводимости равны друг другу
bc = b, (1.11)
который называется резонансом тока.
При этом ток, потребляемый цепью
I = U (g1 + g2), (1.12)
имеет минимальное значение, а коэффициент мощности
. (1,13)
Для этого режима возможно, что ток, потребляемый цепью значительно меньше токов, протекающих через реактивные элементы
IL = IС > I. (1.14)
Активная мощность в цепи:
P=UI×cosj=UI=S. (1.15)
Реактивная мощность:
Q=QL-QС= U2(bL-bC)=0. (1.16)
В режиме резонанса токов рассматриваемая цепь ведет себя по отношению к источнику питания так, как будто она состоит из элемента с активной проводимостью.
Учитывая, что потребители электрической энергии в основном носят активно-индуктивный характер, их можно представить в виде схемы последовательно соединенных Rпр и Х (рис.1.2, а) / 2 /.
|
Рис. 1.2. Электрическая схема с параллельным
включением конденсатора: a) схема;
б) векторная диаграмма токов
При отсутствии емкости С (рис. 1.2, а) ток в линии электропередач
, (1.17)
а мощность потерь в линии будет равна
. (1.18)
Для снижения мощности потерь в линии при постоянстве потребляемой активной мощности приемником РПР = const и напряжении сети U = const необходимо уменьшить угол j2 между током IL и напряжением U до заданного значения путем включения конденсатора С - векторная диаграмма рис.1.2,б.
При этом разность реактивных мощностей Q1 = PПР tgj1 и Q2=PПР tgj2 компенсируется емкостной реактивной мощностью конденсаторов
. (1.19)
Р еактивная мощность конденсаторов связана с величиной емкости С формулой
, (1.20)
где f - частота тока сети.
Из (1.19) и (1.20) находят значение С:
. (1.21)
Для полной компенсации реактивной мощности (j2=0) необходимо, чтобы
. (1.22)
4.4. Порядок выполнения работы и обработки результатов измерений
1. Изучить схему на рис.1.2 и определить необходимые данные для расчета тока цепи.
2. Используя исходные данные о катушке индуктивности и блоке конденсаторов, провести расчет схемы на рис.1.2 для семи различных значений емкости С, включая точку резонанса. Результаты записать в табл.1.1.
Величиной активного сопротивления конденсаторов из-за малости можно пренебречь.
Таблица 1.1
Результаты расчета параллельно соединенных
катушки индуктивности и блока конденсаторов
| Номер опыта | Характер нагрузки | С, мкФ | Катушка индуктивн. | bC,Cм | уЭ,См | U, B | I, A | Ik, A | IC, A | cosj | S, BA | P, Вт | ||
| gL, Ом | bL, См | L k, Гн | 5 | 7 | 173 | 8 | 7 | 2 | 3 | 78 | ||||
| bC=0 | 33 | 75 | 4 | 62 | 12 | |||||||||
| bL= bC | 78 | 78 | 75 | 78 | ||||||||||
| 3,4 | bL>> bC | 767 | 3 | 7 | 6 | 75 | 75 | |||||||
| 5,6,7 | bL<< bC | 7 | 89 | 57 | 15 | 68 | ||||||||
Напряжение во всех семи точках определяется из расчета, когда bC = 0, (т.е. конденсаторы отключены) при значении тока I = 0,5 A.
3. Постройте на миллиметровой бумаге графики изменения потребляемого цепью тока I, активной и полной мощностей P и S, а также коэффициента мощности cosj от величины емкости С.
4. Учитывая диапазон изменения напряжения и токов, полученный в результате расчета по табл.1.1, выберите необходимые приборы и соберите схему по рис.1.3.

Рис.1.3. Схема испытаний параллельно соединенных катушки индуктивности и блока конденсатора
5. Проведите исследование цепи с R, L и С. (Выполнить 7 измерений, изменяя емкость блока конденсаторов от 4 до 34,75 мкФ в соответствии со значениями С, использованными в расчетах). Результаты измерений внесите в табл.1.2.
Таблица 1.2
Результаты экспериментальных исследований цепи
| Номер опыта | Характер нагрузки | С, мкФ | Измерено | Вычислено | ||||||||
| U, B | I, A | Ik, A | IC, A | cosj | уЭ, См | gЭ, См | bЭ, См | S, BA | P, Вт | |||
| bC=0 | 0,5 | 42 | 1 | 0,12 | 0,9 | |||||||
| bL= bC | 0,6 | 0,23 | 27 | 7,36 | 0,32 | 0,7 | ||||||
| 3,4 | bL>> bC | 0,8 | 1,23 | 1,23 | 0,78 | 0,6 | ||||||
| 5,6,7 | bL<< bC | 0,32 | 0,98 | 0,96 | 0,71 | 0,85 | 0,35 | |||||
6. Вычислите величины, указанные в табл.1.2, и нанести экспериментальные точки на теоретические графики, полученные в соответствии с пунктом 3. Сделайте необходимые выводы по результатам исследований.
7. При проведении расчетов следует учитывать, что схема замещения катушки представлена последовательно соединенными Х и R. Значения проводимостей в табл.1.2 определяются формулами:
; уэ =I/U; gэ = уэ сosj; bэ = уэ sinj.
Контрольные вопросы
1. Как определить полное сопротивление разветвленной электрической цепи?
2. В какой электрической цепи и при каких условиях может возникнуть резонанс токов?
3. Какие устройства работают с использованием явления резонанса токов?
4. К каким отрицательным последствиям может привести непредвиденный резонанс токов?
5. Каким образом можно повысить значение коэффициента мощности в системах электроснабжения?
6. Как изменяется активная и полная мощности потребляемые разветвленной цепью при изменении соотношения между емкостной и индуктивной проводимостями?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме:
Основные источники
1. Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование: [Электронный ресурс] базовые основы: учебное пособие для СПО / И. И. Алиев. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 291 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04256-6. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/28170629-85FB-4D24-9F24-D092209FFFD7/elektrotehnika-i-elektrooborudovanie-bazovye-osnovy
2. Прошин В.М. Электротехника:[Текст] учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.М. Прошин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.
3. Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть 1:[Электронный ресурс] учебное пособие для СПО / И. И. Алиев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 374 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04339-6. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/A846BC52-313B-4E8C-BE94-5891571A25D1/elektrotehnika-i-elektrooborudovanie-v-3-ch-chast-1
Дополнительные источники:
1. Прошин В.М. Электротехника для неэлектрических профессий: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.М. Прошин. – М.: Издательский центр «Академия«2014. – 464 с.
- Лабораторно-практические работы по электротехника: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.М. Прошин. – 8 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.






