Методические указания к выполнению лекционного материала

Тема: Разветвленная цепь переменного тока. Мощность в цепи синусоидального тока.

Цель: Изучить основные характеристики цепей переменного тока. Изучить особенности цепей переменного тока и основные показатели выходных сигналов. Научится рассчитывать основные показатели цепей переменного тока, научится составлять схемы замещения цепей переменного тока.

Задание:

1. Выполнить задание в лекционной тетради.

2. Ознакомится с содержанием теоретического материала.

3. Кратко законспектировать основные понятия и термины.

4. Выписать основные формулы и обозначения.

5. Зачертить схемы и таблицы.

6. Фото отчет по работе отправлять на электронной почту (kurshutov1994@mail.ru) или же в специальную группу сети Вконтакте в раздел обсуждения, согласно группе (https://vk.com/club193331707).

План:

1. Электрическая цепь и ее основные элементы.

2. Параметры электрических цепей.

3. Мощность в цепи синусоидального тока

4. Разветвленная цепь переменного тока

 

Методические рекомендации к выполнению:

Рассмотрим электрическую цепь приемников электроэнергии синусоидального тока, которая состоит из разветвленно соединенных между собой элементов R, L и С (рис.1.1).

Учитывая, что данная цепь содержит две параллельные ветви, находящиеся под одним синусоидальном напряжением U, найдем токи I1 и I2.

, (1.1)

, (1.2)

   
 

 

Рис. 1.1. Электрическая разветвленная цепь,

содержащая R, L и С

Комплексный ток, потребляемый всей цепью, найдем исходя из первого закона Кирхгофа:

. (4.3)

С учетом (1.1) и (1.2) после преобразования получим

. (1.4)

Величины активных проводимостей:

, (1.5)

и реактивных проводимостей:

, (1.6)

первой и второй ветви цепи.

Следовательно, (4.4) преобразуется к виду

. (1.7)

Выражение

(1.8)

называется эквивалентной полной комплексной проводимостью разветвленной цепи синусоидального тока. Модуль этой величины, который называется полной проводимостью, будет определяться формулой

. (1.9)

На основании (4.7) и (4.9) модуль комплексного тока будет

. (1.10)

Особый интерес представляет случай, когда емкостная и индуктивная проводимости равны друг другу

bc = b, (1.11)

который называется резонансом тока.

При этом ток, потребляемый цепью

I = U (g1 + g2), (1.12)

имеет минимальное значение, а коэффициент мощности

. (1,13)

Для этого режима возможно, что ток, потребляемый цепью значительно меньше токов, протекающих через реактивные элементы

IL = IС > I. (1.14)

Активная мощность в цепи:

P=UI×cosj=UI=S. (1.15)

Реактивная мощность:

Q=QL-QС= U2(bL-bC)=0. (1.16)

В режиме резонанса токов рассматриваемая цепь ведет себя по отношению к источнику питания так, как будто она состоит из элемента с активной проводимостью.

Учитывая, что потребители электрической энергии в основном носят активно-индуктивный характер, их можно представить в виде схемы последовательно соединенных Rпр и Х (рис.1.2, а) / 2 /.

   
 


Рис. 1.2. Электрическая схема с параллельным

включением конденсатора: a) схема;

б) векторная диаграмма токов

При отсутствии емкости С (рис. 1.2, а) ток в линии электропередач

, (1.17)

а мощность потерь в линии будет равна

. (1.18)

Для снижения мощности потерь в линии при постоянстве потребляемой активной мощности приемником РПР = const и напряжении сети U = const необходимо уменьшить угол j2 между током IL и напряжением U до заданного значения путем включения конденсатора С - векторная диаграмма рис.1.2,б.

При этом разность реактивных мощностей Q1 = PПР tgj1 и Q2=PПР tgj2 компенсируется емкостной реактивной мощностью конденсаторов

. (1.19)

Р еактивная мощность конденсаторов связана с величиной емкости С формулой

, (1.20)

где f - частота тока сети.

Из (1.19) и (1.20) находят значение С:

. (1.21)

Для полной компенсации реактивной мощности (j2=0) необходимо, чтобы

. (1.22)

4.4. Порядок выполнения работы и обработки результатов измерений

1. Изучить схему на рис.1.2 и определить необходимые данные для расчета тока цепи.

2. Используя исходные данные о катушке индуктивности и блоке конденсаторов, провести расчет схемы на рис.1.2 для семи различных значений емкости С, включая точку резонанса. Результаты записать в табл.1.1.

Величиной активного сопротивления конденсаторов из-за малости можно пренебречь.

Таблица 1.1

Результаты расчета параллельно соединенных

катушки индуктивности и блока конденсаторов

Номер опыта Характер нагрузки С, мкФ Катушка индуктивн. bC,Cм уЭ,См U, B I, A Ik, A IC, A cosj S, BA P, Вт

gL, Ом bL, См L k, Гн     5 7 173 8 7 2 3 78

  bC=0       33     75   4 62 12    
  bL= bC         78     78   75 78    
3,4 bL>> bC       767   3   7 6 75 75    
5,6,7 bL<< bC         7   89   57 15 68    

Напряжение во всех семи точках определяется из расчета, когда bC = 0, (т.е. конденсаторы отключены) при значении тока I = 0,5 A.

3. Постройте на миллиметровой бумаге графики изменения потребляемого цепью тока I, активной и полной мощностей P и S, а также коэффициента мощности cosj от величины емкости С.

4. Учитывая диапазон изменения напряжения и токов, полученный в результате расчета по табл.1.1, выберите необходимые приборы и соберите схему по рис.1.3.

Рис.1.3. Схема испытаний параллельно соединенных катушки индуктивности и блока конденсатора

5. Проведите исследование цепи с R, L и С. (Выполнить 7 измерений, изменяя емкость блока конденсаторов от 4 до 34,75 мкФ в соответствии со значениями С, использованными в расчетах). Результаты измерений внесите в табл.1.2.

Таблица 1.2

Результаты экспериментальных исследований цепи

Номер опыта Характер нагрузки С, мкФ Измерено Вычислено

U, B I, A Ik, A IC, A cosj уЭ, См gЭ, См bЭ, См S, BA P, Вт

  bC=0     0,5   42 1 0,12 0,9      
  bL= bC     0,6 0,23 27 7,36 0,32 0,7      
3,4 bL>> bC     0,8   1,23 1,23 0,78 0,6      
5,6,7 bL<< bC     0,32 0,98 0,96 0,71 0,85 0,35      

6. Вычислите величины, указанные в табл.1.2, и нанести экспериментальные точки на теоретические графики, полученные в соответствии с пунктом 3. Сделайте необходимые выводы по результатам исследований.

7. При проведении расчетов следует учитывать, что схема замещения катушки представлена последовательно соединенными Х и R. Значения проводимостей в табл.1.2 определяются формулами:

; уэ =I/U; gэ = уэ сosj; bэ = уэ sinj.


Контрольные вопросы

1. Как определить полное сопротивление разветвленной электрической цепи?

2. В какой электрической цепи и при каких условиях может возникнуть резонанс токов?

3. Какие устройства работают с использованием явления резонанса токов?

4. К каким отрицательным последствиям может привести непредвиденный резонанс токов?

5. Каким образом можно повысить значение коэффициента мощности в системах электроснабжения?

6. Как изменяется активная и полная мощности потребляемые разветвленной цепью при изменении соотношения между емкостной и индуктивной проводимостями?

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме:

Основные источники

1. Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование: [Электронный ресурс] базовые основы: учебное пособие для СПО / И. И. Алиев. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 291 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04256-6. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/28170629-85FB-4D24-9F24-D092209FFFD7/elektrotehnika-i-elektrooborudovanie-bazovye-osnovy

2. Прошин В.М. Электротехника:[Текст] учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.М. Прошин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.

3. Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть 1:[Электронный ресурс] учебное пособие для СПО / И. И. Алиев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 374 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04339-6. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/A846BC52-313B-4E8C-BE94-5891571A25D1/elektrotehnika-i-elektrooborudovanie-v-3-ch-chast-1

Дополнительные источники:

1. Прошин В.М. Электротехника для неэлектрических профессий: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.М. Прошин. – М.: Издательский центр «Академия«2014. – 464 с.

  1. Лабораторно-практические работы по электротехника: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.М. Прошин. – 8 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.

 




double arrow
Сейчас читают про: