Время определено-5 минут

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно -педагогический университет имени Февзи Якубова»

Кафедра начального образования. 

Учебная дисциплина: Общие основы методик начального образования.

                                    Практическое занятие.

Вид занятия: анализ полученной информации, обсуждение результатов самостоятельной деятельности.

Тема: Формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У младших школьников как основное требование ФГОС НОО.                                                                

                 (Количество часов: 2 часа).

Цель: выявить возрастные особенности развития универсальных учебных действий у младших школьников и выработать определенный алгоритм действий для осуществления практической деятельности в системе начального общего образования.

Задачи:

1. определить задачи реализации стратегии развития начального общего образования;               

2.рассмотреть условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников.

3.выявить возрастные особенности формирования каждого из видов универсальных учебных действий у обучающихся в условиях начальной школы.

 

Рекомендуемая литература.

Электронный информационный (Internet) ресурс.

http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Material/univers_uchebn_dejstv.pdf

Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова 2008 года. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

 

Раскрытие основных понятий: процесс обучения, формирование умения учиться, универсальные учебные действия.

    

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, таблица "Классификация видов универсальных учебных действий", м етодические рекомендации по конструированию урока в начальной школе в условиях требований ФГОС НОО

 

Этапы организации самостоятельной деятельности.

1. Актуализация опорных знаний по изучаемой теме.

2.Самостоятельная работа по выявлению эффективных условий для формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения.

4.Обобщение выполненной работы, подведение итогов.

 

              План проведения семинарского занятия.

1. Организационный момент.  (1-2 мин.):

- приветствие и проверка присутствующих студентов;

- подготовка рабочего места для проведения занятия.

2. Целеполагание (2-3 мин.):

- знакомство с темой занятия;

- определение целей и задач;

- сообщение плана занятия и постановка учебных задач;

 

3. Основное содержание проведения занятия:

Ø Самостоятельная работа по изучению следующих вопросов (смотри рекомендуемое пособие под редакцией А.Г. Асмолова "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе"):

Анализ следующих вопросов:

1.Методологические принципы разработки концепции развития УУД для начальной школы.

2.Возрастные особенности развития личностных УУД.

3. Возрастные особенности развития регулятивных УУД.

4. Возрастные особенности развития познавательных УУД.

5. Возрастные особенности развития коммуникативных УУД.

 

Обобщение выполненной работы, подведение итогов.

-Ответы по мере выполнения заданий разместите в комментариях.

1. В чем специфика современной системы начального общего образования?

2.Как сформировать учебную самостоятельность младших школьников в условиях образовательного процесса?

3. Какая взаимосвязь существует между различными видами универсальных учебных действий?

4. В чем состоит оптимизация начального общего образования?

5.На основании результатов чьих научных исследований разработана Концепция развития универсальных учебных действий? Какова ее цель?

6.Научить учиться-значит……(завершите предложение).

Время определено - 40 минут.

  5.Ознакомление с м етодическими рекомендациями по конструированию урока в начальной школе в условиях требований ФГОС НОО.

Время определено-5 минут.

         В соответствии с изученными требованиями к организации урока, познакомьтесь с особенностями конструирования урока в условиях современного начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе учебной деятельности на уроке является обязательным требованием любого урока. Данные рекомендации раскрывают основные критерии, на которые необходимо обратить при планировании учебной деятельности младших школьников на любом уроке.

 

           Универсальные учебные действия, выполняемые обучающими­ся на уроках объяснения нового материала.

 

Краткое описание этапов урока объяснения нового материала Перечень УУД, выполняемых обучающимися на данных этапах

1. Мотивация к учебной деятельности

Данный этап предполагает осоз­нанное вхождение учащегося в пространство учебной деятель­ности. С этой целью организует­ся его мотивирование к учебной деятельности на уроке. - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (Р); - планирование учебного сотруд­ничества с учителем и сверстника­ми (К).

2. Актуализация опорных знаний

На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяс­нению нового знания, выпол­нение ими пробного учебного действия и фиксация индиви­дуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий; 2) актуализацию соответ­ствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному дей­ствию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затрудне­ний в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. - анализ, синтез, сравнение, обоб­щение, аналогия, классификация, сериация (П); - извлечение необходимой инфор­мации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное постро­ение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуа­ции затруднения (Р); - выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3. Объяснение нового материала

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения, в коммуника­тивной форме обдумывают учебные действия: • ставят цель, • согласовывают тему урока, • выбирают способ, • строят план достижения цели, • определяют средства, ресур­сы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах - с помощью подводящего диа­лога, потом - побуждающего диалога, а затем - с помощью исследовательских методов. - анализ, синтез, сравнение, обоб­щение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - определение основной и второ­степенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное постро­ение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координи­рование в сотрудничестве разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К).

4. Первичное закрепление с проговариванием вслух

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с прогова­риванием алгоритма решения вслух.     - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из текстов необходи­мой информации (П); - моделирование и преобразова­ние моделей разных типов (П); - использование знаково-символи­ческих средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выполнение действий по алго­ритму (П); - осознанное и произвольное постро­ение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью (К); - адекватное использование рече­вых средств для решения комму­никационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учет разных мнений, координи­рование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного эта­па используется индивидуаль­ная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осущест­вляют их самопроверку, по­шагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют воз­можные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения, и дорабатывают их. - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из текстов необходи­мой информации (П); - использование знаково-символи­ческих средств (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алго­ритму (П); - осознанное и произвольное постро­ение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волевая саморегуляция в ситуа­ции затруднения (Р).

6. Включение знаний в систему и повторение

На данном этапе выявляют­ся границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусмат­ривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в по­следующем новых способов действий. - нравственно-этическое оценива­ние усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - моделирование, преобразование модели (П); - использование знаково-символи­ческих средств (П); - установление причинно-след­ственных связей (П); - построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); - самостоятельное создание алго­ритмов деятельности (П); - выполнение действий по алго­ритму (П); - доказательство (П); - осознанное и произвольное постро­ение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

На данном этапе фиксируется новое содержание, изучен­ное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка уче­никами собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, на­мечаются дальнейшие цели деятельности.   - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (JI); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной дея­тельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точно­стью (К); - формулирование и аргумента­ция своего мнения, учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотруд­ничества (К); - следование в поведении мораль­ным нормам и этическим требова­ниям (Л).

 

 

 5. Рефлексия своей деятельности (обобщите результативность и эффективность своих действий при проведении занятия).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: