Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым
«Крымский инженерно -педагогический университет имени Февзи Якубова»
Кафедра начального образования.
Учебная дисциплина: Общие основы методик начального образования.
Практическое занятие.
Вид занятия: анализ полученной информации, обсуждение результатов самостоятельной деятельности.
Тема: Формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У младших школьников как основное требование ФГОС НОО.
(Количество часов: 2 часа).
Цель: выявить возрастные особенности развития универсальных учебных действий у младших школьников и выработать определенный алгоритм действий для осуществления практической деятельности в системе начального общего образования.
Задачи:
1. определить задачи реализации стратегии развития начального общего образования;
|
|
2.рассмотреть условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников.
3.выявить возрастные особенности формирования каждого из видов универсальных учебных действий у обучающихся в условиях начальной школы.
Рекомендуемая литература.
Электронный информационный (Internet) ресурс.
http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Material/univers_uchebn_dejstv.pdf
Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова 2008 года. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
Раскрытие основных понятий: процесс обучения, формирование умения учиться, универсальные учебные действия.
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, таблица "Классификация видов универсальных учебных действий", м етодические рекомендации по конструированию урока в начальной школе в условиях требований ФГОС НОО
Этапы организации самостоятельной деятельности.
1. Актуализация опорных знаний по изучаемой теме.
2.Самостоятельная работа по выявлению эффективных условий для формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения.
4.Обобщение выполненной работы, подведение итогов.
План проведения семинарского занятия.
1. Организационный момент. (1-2 мин.):
- приветствие и проверка присутствующих студентов;
- подготовка рабочего места для проведения занятия.
2. Целеполагание (2-3 мин.):
- знакомство с темой занятия;
- определение целей и задач;
- сообщение плана занятия и постановка учебных задач;
3. Основное содержание проведения занятия:
|
|
Ø Самостоятельная работа по изучению следующих вопросов (смотри рекомендуемое пособие под редакцией А.Г. Асмолова "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе"):
Анализ следующих вопросов:
1.Методологические принципы разработки концепции развития УУД для начальной школы.
2.Возрастные особенности развития личностных УУД.
3. Возрастные особенности развития регулятивных УУД.
4. Возрастные особенности развития познавательных УУД.
5. Возрастные особенности развития коммуникативных УУД.
Обобщение выполненной работы, подведение итогов.
-Ответы по мере выполнения заданий разместите в комментариях.
1. В чем специфика современной системы начального общего образования?
2.Как сформировать учебную самостоятельность младших школьников в условиях образовательного процесса?
3. Какая взаимосвязь существует между различными видами универсальных учебных действий?
4. В чем состоит оптимизация начального общего образования?
5.На основании результатов чьих научных исследований разработана Концепция развития универсальных учебных действий? Какова ее цель?
6.Научить учиться-значит……(завершите предложение).
Время определено - 40 минут.
5.Ознакомление с м етодическими рекомендациями по конструированию урока в начальной школе в условиях требований ФГОС НОО.
Время определено-5 минут.
В соответствии с изученными требованиями к организации урока, познакомьтесь с особенностями конструирования урока в условиях современного начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе учебной деятельности на уроке является обязательным требованием любого урока. Данные рекомендации раскрывают основные критерии, на которые необходимо обратить при планировании учебной деятельности младших школьников на любом уроке.
Универсальные учебные действия, выполняемые обучающимися на уроках объяснения нового материала.
Краткое описание этапов урока объяснения нового материала | Перечень УУД, выполняемых обучающимися на данных этапах | ||
1. Мотивация к учебной деятельности | |||
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (Р); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | ||
2. Актуализация опорных знаний | |||
На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). | ||
3. Объяснение нового материала
| |||
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения, в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: • ставят цель, • согласовывают тему урока, • выбирают способ, • строят план достижения цели, • определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах - с помощью подводящего диалога, потом - побуждающего диалога, а затем - с помощью исследовательских методов. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К). | ||
4. Первичное закрепление с проговариванием вслух | |||
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из текстов необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л). | ||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| |||
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения, и дорабатывают их. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из текстов необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). | ||
6. Включение знаний в систему и повторение | |||
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - моделирование, преобразование модели (П); - использование знаково-символических средств (П); - установление причинно-следственных связей (П); - построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р). | ||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | |||
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности. | - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (JI); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
5. Рефлексия своей деятельности (обобщите результативность и эффективность своих действий при проведении занятия).