Законодательством РФ выделяются 5 уровней ответственности (наказания) за экологические правонарушения:
1. Дисциплинарная ответственность за экологический проступок регламентируется в ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и Кодексом законов о труде РФ. Она выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его служебных обязанностей или взятых на себя по договору, связанных с охраной окружающей среды.
2. Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
3. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. «Субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица»1. Например, административная ответственность несется за такие правонарушения, как:
- порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 51);
- несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст.52);
- уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст.64);
- засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст.72);
- нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст.76);
- несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст.82);
- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст.84.4);
- другие правонарушения.
4. Согласно Уголовному кодексу РФ его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды. Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воздуха, воды, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы.
За совершение экологических преступлений предусматриваются следующие виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок.
5. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.
Экологическое право—отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Источниками экологического права являются следующие нормативно-правовые акты:
Конституция;
законы и кодексы в области охраны природы (Лесной, Водный и другие кодексы, «Об отходах производства и потребления» и другие);
указы и распоряжения президента и правительства по вопросам экологии и природопользования;
нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств;
нормативные решения местных административных органов власти.
Таким образом, система экологического законодательства России состоит из двух подсистем:
природоресурсная: охрана и использование отдельных видов природных ресурсов (Лесной, Водный, Земельный кодексы, Закон «О недрах» и др.);
природоохранная: охрана окружающей среды в целом («Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.)
Систему экологического законодательства возглавляет ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 года.
Черты закона:
Это комплексный, головной законодательный акт прямого действия, который выполняет следующие задачи: сохранение природной среды, предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровья человека, оздоровление и улучшение качества природной среды.
Сочетание экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека.
Закон формулирует экологические требования, обращённые не к природным объектам, а к источникам вредного воздействия на природу и здоровье человека.
Центральный объект закона – человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Нормы законы закрепляют механизмы использования его предписаний.
Закон закрепляет право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду.
Для определения экологической ситуации в регионе необходимо постоянно осуществлять экологический контроль – наблюдение за состоянием природы и её изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
В экологическом законодательстве впервые даны определения зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. Зона чрезвычайной экологической ситуации – зона, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зона экологического бедствия – территория, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлёкшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию фауны и флоры.
Большое внимание в экологическом законодательстве уделяется экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям в области экологии. Для поддержания равновесия в биосфере в природоохранном законодательстве значительное внимание уделяется особо охраняемым природным территориям и объектам.
Незнание основ экологического законодательства не является оправданием при нанесении вреда окружающей среде или здоровью населения. В зависимости от тяжести экологического правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.
Занятие № 15