Тема урока: «Глобальные проблемы современности»

Проблемы взаимоотношений человечества с окружающей средой называют глобальными проблемами современности.

Глобальные проблемы включают:

• проблему роста населения Земли и обеспечения продовольствием всех жителей планеты – продовольственная проблема;

• проблему энергии для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и жизни людей – энергетическая проблема;

• проблему сырья для промышленного производства – сырьевая проблема;

• проблему загрязнения, разрушения и восстановления окружающей природной среды – проблема охраны окружающей среды человека.

   Глобальные проблемы можно разделить на две группы: социально-экономические и научно-технические. На практике все они тесно связаны между собой.

   Одной из самых насущных проблем современности является продовольственная проблема, т.к. население нашей планеты постоянно растет. Народы, населяющие разные континенты, регионы и страны, живущие в разных природно-социальных условиях, с точки зрения экологии могут рассматриваться как географические популяции человека. Изменения численности и структуры популяций человека изучает демография. Демографические закономерности в приложении к человечеству имеют как общие экологические черты, так и свои характерные особенности. Отличия демографии человека определяются уникальным его положением в системе животного царства как единственного на земле биосоциального вида. Численность человечества определяется соотношением рождаемости и смертности. В этом человек подобен любому биологическому виду. Как подметили ещё более сотни лет назад (например, Чарльз Дарвин и другие исследователи), способность к размножению таит в себе потенциальную возможность наращивания численности в геометрической прогрессии, то есть увеличение её в принципе до бесконечности. В принципе, благодаря сопротивлению среды, эту возможность не реализует ни один биологический вид.

Экологические факторы, эффективно ограничивающие потенциально бесконечный рост природных популяций, в данном случае человека:

Климат. Климатический фактор, прямо или косвенно влияющий на численность и распределение большинства наземных видов, над человеком в этом отношении уже не властен.

Хищники. В настоящее время хищники не оказывают ни малейшего влияния на численность человечества.

Пища. Недостаток пищи или каких-то важных её компонентов всегда был и остаётся важным фактором, влияющим на выживание населения отдельных стран и регионов. Рост производства продовольствия снижает смертность и тем самым способствует росту численности населения Земли.

Болезни. Несмотря на несомненные успехи медицины, болезни полностью не побеждены и остаются для человечества опасными факторами, способными влиять на ход демографических процессов.

Последние 150 лет население Земли росло и продолжает расти феноменальными, взрывообразными темпами: 35- 40 тысяч лет назад – 1 млн. человек; во времена Колумба – 1 млрд. человек; 1830 год – 2 млрд. человек; 1930 год – 3; 1975 год – 4; 11 июня 1987 год --- 5; 12 мая 1999 год – 6; 2007 год – 6,5 млрд. человек. Самыми высокими в мировой истории темпы прироста населения были в 60-ые годы 20 века. Тогда и возникло понятие демографического взрыва – резкое увеличение численности населения. В высокоразвитых странах проживает 25% мирового населения, которое при этом владеет 80% мирового богатства. В настоящее время в развитых странах рождаемость низкая, а в развивающихся – высокая. Как правило, развивающиеся страны являются аграрными, а развитые – индустриальными и постиндустриальными. По целому ряду причин аграрное общество отдаёт предпочтение большой семье, а индустриальное – маленькой.

 

Причины низкой рождаемости в развитых странах и высокой – в развивающихся:

 1) Аграрные семьи хотят больше детей, потому что это их экономическое подспорье, а городские – меньше, поскольку это экономическая обуза.

2) В развитых странах государство обеспечивают стариков: пенсии, медицинское и социальное обслуживание. Ничего этого нет в странах развивающихся, где старость обеспечивают дети, поэтому, чем больше детей, тем надёжнее положение стариков.

3) Индустриальное общество и городские условия дают самые разнообразные возможности получить образование и продвинуться по службе, поэтому рождение детей откладывают, в странах развивающихся такой возможности нет – там рано женятся и обзаводятся детьми.

4) Многие женщины в развитых странах стремятся сделать карьеру и поэтому ограничивают количество детей. В развивающихся – главная задача женщин – рожать и воспитывать детей.

5) Религии поощряют крупные семьи и запрещают аборты. В городах люди обычно уходят из-под влияния этих догм, если не от религии вообще, вероятно, в результате большого соприкосновения с иными культурными ценностями. В то же время в аграрных обществах люди стремятся сохранить сложившиеся традиции.

6) Желание огранить число детей трудно осуществить, если недоступны безопасные и эффективные контрацептивы. В развивающихся странах, особенно в сельской местности, они редкость.

Искусственная среда также требует адаптации к себе, которая происходит через болезни. Причины возникновения болезней в этом случае следующие: гиподинамия, переедание, информационное изобилие, психоэмоциональный стресс. С медико-биологических позиций наибольшее влияние социально-экологические факторы оказывают на следующие тенденции:

 

процесс акселерации;

нарушение биоритмов;

аллергизация населения;

рост онкологической заболеваемости и смертности;

отставание физиологического возраста от календарного;

возврат инфекционной патологии;

абиологическая тенденция в организации жизни и др.

Сохранение здоровья или возникновение болезни – это результат сложных взаимодействий внутренних биосистем организма и внешних факторов среды. Познание этих сложных взаимодействий явилось основой для возникновения профилактической медицины и её научной дисциплины – гигиены – наука о здоровом образе жизни. Гигиена изучает влияние разнообразных факторов среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни. Это природные факторы, бытовые условия и общественно-производственные условия. Её основная задача – разработка научных основ санитарного надзора, обоснование санитарных мероприятий по оздоровлению населённых пунктов, охрана здоровья детей и подростков, разработка санитарного законодательства, санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Важнейшей задачей этой науки является разработка гигиенических нормативов для воздуха населённых мест и промпредприятий, воды, продуктов питания и материалов для одежды и обуви человека с целью сохранения его здоровья и предупреждения заболеваний.

 

Занятие № 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: