Тема: Творчество Марии Глушко

Тема: Творчество Марии Глушко

Цель занятия: познакомить обучающихся с этапами жизни и творчества Марии Глушко, традициями русской реалистической прозы в ее произведениях, пробудить в обучающихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии о своем крае, привить любовь к Крыму.

Планируемые результаты

предметные: совершенствование навыков анализа литературного текста, развитие навыков глубокого осмысления лирических произведений, умение делать выводы из прочитанного, навыки воссоздания картины, запечатленной писателем;

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

личностные: развитие  навыков исследовательской работы, логического мышления, необходимого для будущей профессиональной деятельности, воспитание любви к родному краю, к его природным богатствам.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция

План занятия:

 1.Биография М.Глушко.

 2.Традиции русской реалистической прозы в произведениях М.Глушко

 

Оснащение: доска, мультимедийный комплекс, презентация

Литература:

1.Глушко М. Мадонна с пайковым хлебом. - Симферополь: Таврида, 1990.

2. Глушко М. Ночной троллейбус. - Симферополь: Таврида, 1978.

3.Дягтерев П.А. У литературной карты Крыма. – Симферополь: Таврида, 1985.

 

Преподаватель: Черченко Л.В.

 

 

Тема: Творчество Марии Глушко

План занятия:

 1.Биография М.Глушко.

 2.Традиции русской реалистической прозы в произведениях М.Глушко

 

 

Ключевые слова: мадонна, реализм, конструктивизм

Вопрос 1.

Глушко Мария Васильевна родилась 18 января 1922 года во Владивостоке. Отец Марии— Василий Семенович Бодров был военачальником-артиллеристом. Долгое время семья жила в Саратове. Перед началом войны вышла замуж за своего однокурсника — студента Бауманского института. Решила уйти на фронт защищать Родину.

О тех мытарствах, какие выпали на ее долю, она написала позже, когда уже стала известной писательницей, возглавляла Крымское отделение Союза писателей Украины, в книге «Мадонна с пайковым хлебом». Этот роман Марии Глушко автобиографичен, но в нем отражена судьба миллионов наших женщин, которым выпало жить в то неимоверно тяжелое военное время.

Училась в Московском механико-машиностроительном институте им. Баумана, потом в Крымском педагогическом, позже окончила Литературный институт. В Крыму поселилась сразу после войны - в 1946 году. С тех пор и до конца своих дней она прожила здесь, в Симферополе. Получив специальность учителя русского языка и литературы, восемь лет преподавала в школе. К этому периоду относятся её первые литературные опыты.

В послевоенные годы в Крыму сформировалась плеяда талантливых прозаиков и поэтов. Мария Глушко заметно выделялась среди них, сразу проявив себя зрелым мастером художественного слова. Поражало разнообразие тематики, широта проблем и глубокое их осмысление. Героями её произведений были педагоги и врачи, рабочие и ученые-люди самых разных профессий. Но о ком бы ни шла речь, - всегда чувствовалась знание предмета, среды, всегда звучала жизнь во всех ее проявлениях. Первая книга Глушко вышла в 1951 году. Это была повесть "Анна Ильина". В Крыму, в издательствах Москвы и Киева вышло около 20 книг Марии Васильевны.

В Москве по мотивам повести «Елена Николаевна» был снят фильм "Каждый вечер после работы", а по роману «Год активного солнца» -одноименный телефильм в 2х сериях.

В сущности, книги Глушко - это её же судьба в художественном воплощении. Женщины - самые яркие герои книг писательницы. Она писала о нелегких женских судьбах, о радостях и заботах материнства, о любви к детям. Обо всем этом писательница знала не понаслышке,  Мария Васильевна вырастила и воспитала трех детей, пережила кошмар военных лет, послевоенную разруху, тяжелый быт полуразрушенной страны. Мать, жена, писатель, общественный деятель - все эти звания и нагрузки Мария Васильевна несла с честью и достоинством. Ее положительные герои — честные, прямые, принципиальные люди, обладающие доброй светлой душой. Душевная сухость, черствость, казенный формализм во взаимоотношениях — против всего этого выступала в своих произведениях писательница. Она анализировала поступки, искала их психологические мотивировки. Книги ее и сейчас вызывают слезы и улыбки, любовь и ненависть.

В 1960 году возглавила редколлегию альманаха "Крым", а затем 12 лет стояла у руля Крымского отделения СП Украины. Была членом редколлегии журнала "Радуга".
В последние годы участвовала в работе Крымского республиканского Фонда культуры. По характеру воительница, обладавшая по-мужски сильным характером, Мария Глушко многим помогала, особенно когда стала депутатом. За чужих людей она билась не на жизнь, а на смерть, для себя и своих родных считала это делать неудобным и 20 лет стояла в очереди на телефон.

Много молодых авторов обязаны Марии Васильевне своим творческим восхождением. Она была для них умным помощником и другом. Под её крылом оперился, стал мастером слова и лидером Союза писателей Анатолий Домбровский, выросли такие известные писатели, как В. Маковецкий, В. Фролова, Владимир Терехов, Валерий Митрохин, Владимир Бушняк.

Однажды Мария Васильевна сказала: «Каждый рожден для счастья, но не каждый получает на него право. Право на счастье имеет только тот, чья жизнь согрета жарким человеческим «спасибо». Марии Глушко удалось самое трудное в работе писателя — она изобразила человека, которому хочется подражать и в мыслях, и в действиях. Мария Васильевна так тяжело восприняла катастрофу, разразившуюся над страной, что стала сомневаться в нужности своих книг и больше не писала. Она умерла 27 марта 1993 года.

Вопрос 2.

Основные темы произведений Марии Глушко— социально-нравственные аспекты отношений личности и общества, высокие моральные качества советского человека, становление характера молодого рабочего. Писательница проявляет особый интерес к проблемам семьи, положению женщины в обществе. Ряд произведений направлен на осуждение войны, обрекающей на страдания женщин и детей.

«Мадонна с пайковым хлебом» - одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писательница заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу Нины Нечаевой. Того, что довелось ей испытать за 2 года войны, могло бы хватить на целую жизнь. Какая удивительная и какая обыкновенная для тех давних лет история!

Первое, на что мы обращаем внимание, начиная читать книгу, это, несомненно, название. Сразу становиться ясно, что в книге будет идти речь о войне, так как именно тогда по всей стране ввели паек. Слово «Мадонна…» никак не  понять до тех пор, пока Нина не нашла у тети Жени литографию «Мадонна Бенуа». Многие герои произведения замечали внешнее сходство картины с Ниной, но ведь Мария Глушко не могла дать такое название только поэтому.

Мадонна символизирует чистоту и непорочность. Автор не случайно включает эпизод вечеринки. Если бы Нина переступила некую черту, то у Витюшки было бы все, но какой ценой? Поэтому до конца произведения она осталась такой же Мадонной, чистой и верной своему мужу. Этим она отличается от Павлины, которая воспитывалась в таком же окружении, что и Нина, и которая тоже хотела для своего Бореньки счастливого детства, но любой ценой.

Слово «Мадонна» имеет смысл – «самоотверженная мать», которая ради будущего своего ребенка готова на все. Но разница между двумя матерями очень большая. А у Мадонны есть все, и за будущее своего ребенка она спокойна, а у Нины Нечаевой только одна мысль: как помочь своему Витюшке выжить?

У Бенуа в руке цветок, который символизирует радость, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне. Нину же Мария изобразила с пайком хлеба, ведь хлеб – всему голова. А в войну хлеб являлся символом жизни, и настоящей и будущей.

Мать и хлеб – вот главное во все времена, именно это и хотела подчеркнуть Мария Глушко. Ведь и в войну становились матерями, с помощью пайкового хлеба воспитывали детей и жили сами.

Мария Глушко поднимает очень актуальную и для нашего времени проблему материнства.

Сколько женщин сейчас отказались от своих детей, а Нина в неимоверно трудных условиях сохранила жизнь своему ребенку, она готова была ради сына «сцедить всю свою кровь».

Мария Глушко побуждает читателей к        размышлению о непреходящей ценности старой истины, которая гласит, что будущее нации, ее духовное и физическое здоровье зависит, прежде всего, от женщины.

 

Домашнее задание:


1.Перейдите по ссылке и ознакомьтесь с романом М.Глушко «Мадонна с пайковым хлебом»

https://www.litmir.me/br/?b=161157&p=3

2.Письменно ответьте на вопросы:

- как автор показывает приметы войны во время поездки Нины Нечаевой на поезде в Ташкент?

-почему отец и сестра Нины отказываются ей помочь?

- как вы поняли название произведения? Что общего с Мадонной есть у Нины?

- могла ли история с Ниной произойти в мирное время?

- сохраняют ли актуальность поднятые в книге моральные проблемы?

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: