Распространенность и особенности лонгридов в российских изданиях

Чтобы исследовать ситуацию с лонгридами в современных российских изданиях, был проведен мониторинг изданий, а также контент-анализ части найденных лонгридов. Целью мониторинга было выявление распространенности лонгридов в изданиях различных типов, целью контент-анализа − выявление содержательных и композиционных особенностей лонгридов, их соответствие заявленным выше жанровым характеристикам.

 

Результаты мониторинга показали, что лонгриды в российских СМИ присутствуют, причем публикуются такие материалы в изданиях, различных по виду и профилю: и в ежедневных газетах, и в еженедельных журналах, и в онлайн-изданиях, причем как общего интереса, так и развлекательных. При этом следует отметить, что наличие лонгридов с видом издания напрямую не связано.

Выбор именно этих параметров объясняется следующим образом. Исходя из количества слов в материалах, можно выявить, какой объем текста наиболее типичен для лонгридов, а также в какой мере российская практика соответствует зарубежной, где лонгриды обычно имеют объем свыше 2 тыс. слов.

Объем лонгридов в большинстве случаев находится в диапазоне от 2 до 4 тыс. слов. Из десяти исследованных текстов только объем одного оказался свыше 4 тыс. слов. При этом два самых коротких лонгрида были опубликованы в ежедневных газетах, а объем всех трех газетных лонгридов оказался менее 3 тыс. слов. Отсюда можно сделать вывод, что для ежедневных газет характерны менее объемные тексты. Журналы же и интернет-издания могут позволить себе публиковать более объемные материалы.

 

В таком случае закономерен вопрос: может ли лонгрид иметь меньший объем и в чем будет состоять его отличие от более коротких текстов? Трендовые статьи, как показывает практика, могут быть относительно небольшими – в пределах 500−600 слов. Заявить и обосновать тренд при таком объеме текста возможно. Однако такой объем не позволит использовать репортажные вставки, а количество примеров и циклов перехода от общего к частному будет ограниченным, равно как и количество процитированных источников и авторских замечаний. В результате количественные характеристики неминуемо перейдут в качественные: подача темы будет если и глубокой, то едва ли наглядной и полифоничной и такой текст едва ли создаст характерный для лонгрида «эффект выжженной земли», когда тема выглядит раскрытой до исчерпанности.

Перспективы лонгридов в российских СМИ

Несмотря на относительную распространенность, лонгриды все еще отсутствуют во многих СМИ, для которых материалы этого жанра могли бы быть весьма органичны. Особенно это касается еженедельных газет и журналов общего интереса. Включение лонгридов в жанровый спектр издания будет способствовать привлечению внимания аудитории и выделению издания из информационного потока, формированию «своего лица», появлению в издании того, что на журналистском сленге называется «нетленка».

Кроме того, представленные в российских изданиях лонгриды не используют весь потенциал данного жанра. Например, для российских СМИ почти не характерны «повествовательные» лонгриды, написанные по канонам «новой журналистики», когда текст о реальных событиях оформляется с помощью средств художественной литературы (выстраивание материала по принципу «сцена за сценой», реальные диалоги, подача материала с точки зрения какого-либо персонажа, показ характерных деталей персонажа). В зарубежной журналистике это направление развивается очень активно.

Однако всплеска популярности лонгридов и появления их в большинстве российских изданий в ближайшие годы ожидать не стоит. Это связано, прежде всего, с бедностью российских СМИ и невозможностью для многих изданий позволить корреспонденту заниматься только одной темой на протяжении недели и более.

*По материалам статьи А.В. Колесниченко "Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе" // Медиаскоп, 2015, №1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: