Техника использования индивидуального текста

Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Если в экскурсии появляется значительный перерыв между объектами, экскурсовод может еще раз посмотреть карточки, освежить в памяти материал рассказа. Чаще всего карточки в качестве конспекта рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключение составляют те карточки, на которые занесены цитаты и большие отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу приема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются полностью.

Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного применения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем.

Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу уверенность в своих знаниях.

Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.

Логические переходы

Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов, которые должны рассматриваться как важная, хотя и не имеющая самостоятельного значения, часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.

Часто в экскурсиях при переходе от одной подтемы к другой пользуются формальными (конструктивными) переходами. Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является «переходным мостиком» от одной части экскурсии к другой. (Например, «Сейчас мы с вами последуем дальше», «Давайте осмотрим еще одно примечательное место»). Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их одной из ошибок в экскурсионной работе.

В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, «Теперь посмотрите сюда» или «Прошу обратить внимание на памятник, расположенный рядом»). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. Конструктивный переход, не являясь «переходным мостиком» между подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом.

Всего в объединении «Краеведение» разработано 4 экскурсионных маршрута:

1 маршрут:

Киреевский краеведческий музей – комната казачества (г.Киреевск) – храм Параскевы Пятницы (с. Дедилово) – Курган Бессмертия (д. Быковка) – св. источник Гремячий

2 маршрут:

Комната казачества – Дедиловская СОШ – Старое Городище (место битвы русских войск с войском крымского хана Девлет-Гирея, 1552 г.)

3 маршрут:

Киреевский краеведческий музей – комната казачества (г. Киреевск) - Никольская церковь (с. Орловка)

4 маршрут:

Киреевский краеведческий музей – Курган Бессмертия (д. Быковка) – д. Кубашево

 

Новые идеи нашего экскурсионного маршрута по муниципальному образованию Киреевский район

1. Посещение крестьянской избы в Киреевском краеведческом музее.

2. Создание «комнаты казачества» на базе МКУДО «Детский (подростковый) центр»

3. Сотрудничество с Тульской Епархией Русской православной церкви

4. Включение в экскурсионный маршрут Никольского храма и святого источника с. Орловка

5. Участие в панихиде в честь погибших русских воинов в битве с Крымским ханом Девлет-Гиреем (1552г.)

6. Разработка экскурсии «Наш край в ВОВ» с посещением д. Кубашево (показ мест вражеского дзота)

7. Ежегодная организация экскурсий для детей из летних оздоровительных лагерей, школ Киреевского района.

Восторгаясь по телевизору, Интернету памятниками, известными на весь мир, мы забываем, что красивое, доброе есть рядом с нами. Стоит только оглянуться вокруг и можно увидеть нашу огромную страну в небольшом селе, краеведческом музее, храме, себе самом.

Экскурсионный маршрут – это открытия, познания, изучение истории родного края!

У каждого школьника нашего района появилась возможность ближе познакомиться с удивительным духовным и культурным наследием нашего края.

Меняется время, уходят эпохи, но остаются вечными ценности, которые помогают нам надеяться, верить и просто жить.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: