Использование опосредованных методов в образовательном процессе по формированию экологической культуры дошкольников

С.Н. Николаева озвучивает требования к построению системы методов экологического образования:

• учет специфики содержания экологического воспитания, ис­ходящей из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды;

• подход к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата;

• одновременное решение в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимание их соподчиненности в экологическом воспитании: компоненты образования обязательны, так как они формируют экологически правильное отношение к природе, т.е. обеспечивают решение воспитательных задач в этой де­ятельности.

Соотношение метода и приема.

Метод - устойчивое, протяженное во времени, педагогическое явление.

Прием же — это «одноразовое», короткое и очень гибкое явление, прием всегда подчинен методу. Изобретение приема, его индивидуальное исполнение —выразитель творчества педагога, его педагогического почерка. Разные воспитатели, используя один и тот же метод, но по-своему наполняя его конкретными приемами, могут продемонстрировать разное течение педагогического процесса и достижение разных воспитательно-образовательных эффектов.

Классификация:

1.наглядные методы:

- наблюдение

- использование наглядно-иллюстративного материала

- моделирование

2. практические:

- игры

- элементарные опыты (элементарная исследовательская деятельность)

- труд в природе

3. словесные методы:

- беседа

- рассказ

- сказка…

20. Предметное моделирование различных явлений природы.         

Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении природного маршрута, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самостоятельный глобус (из папье-маше на мяче или на воздушном шаре либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле небольшими порциями: в течение учебного года можно приклеивать на него материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, обитающих в океанах и на материках.

Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки «павлиний глаз» на коре дерева и с помощью подвижных крыльев показать маскировочную окраску нижней их стороны и яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Модель можно использовать многократно, показывая морфофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде: бабочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится - открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими «глазами» на верхней стороне крыльев.

Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. После демонстрации не пестрой и белой частях панели 3-4 фигур (геометрических и в форме животных) в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижности. Таким образом, становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением. Поведением животного и его средой обитания.

В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве. Процесс моделирования этого явления можно организовать следующим образом: на столе перед детьми надо положить большой лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией и двумя дорожками, по которым будут шагать картонные «ноги» - у одного ребенка длинные, а у другого короткие. Каждый из дошкольников делает одинаковое количество шагов (например, по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнивают результат: дальше ушел тот, у кого «ноги» длиннее. Затем они делают больше шагов, меняются «ногами», но результат остается неизменным - всегда дальше уходят долее длинные «ноги». Надевая сверху на них головки разных животных, моделирование можно превратить в игру-соревнование «Кто из животных скорее прибежит к финишу».

Интересную модель хищной птицы можно сделать из черной бумаги. Прикрепив ее в помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение некоторых животных. Нападение хищника на жертву в природе увидеть практически невозможно (дошкольникам это и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно уместным.

Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом экологического воспитания.

 

21. Методики знакомства с животным миром, с сезонными изменениями в природе на экскурсиях.

Результаты исследования С.Н. Николаевой показали возможность усвоения старшими дошкольниками систематизированных знаний, отражающих приспособленность к среде обитания. Несложно знакомить детей с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения). Так, наблюдая за птицами, белками, насекомыми, земноводными, рыбами, дети отмечают их защитную окраску, благодаря которой осуществляется маскировка, характер выполняемых действий, способов передвижения (быстрый бег, прыжки, полет) или их прекращение (затаивание).

Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных к неблагоприятным условиям внешней среды (сезонные изменения). Выяснение этих связей следует начинать с установления основных из них, а именно изменения условий питания.

При разработке содержания экскурсий необходимо исходить из программных требований и природного окружения. В каждом дошкольном учреждении следует определить природные и сельскохозяйственные объекты, ознакомление с которыми целесообразно проводить с детьми той или иной возрастной группы, а также наметить объем знаний, который должны усвоить дети. Исходя из этих условий определяется перечень экскурсий, устанавливается их последовательность и примерные сроки проведения. При планировании системы экскурсий рекомендуется придерживаться следующих принципов:

-      они должны обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений природы, что обусловлено решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса;

-      повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;

-      постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям: расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях;

-      четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь между ними.

На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.

При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность взрослых (например, участие в уходе за лесонасаждениями, в подкормке диких животных, в сезонных работах в саду, парке и т.д.).

Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цели, методика организации и проведения каждого этапа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: