Значение трудовой деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания

 

Большинство исследований, посвященных труду, начинается с утверждения о его влиянии на природу. Поэтому труд можно рассматривать как процесс экологического познания. В процессе труда ребенок имеет возможность понять некоторые элементы морфологической и функциональной структуры экосистемы и научиться прогнозировать последствия своей деятельности. Он получает первые уроки в сфере управления состоянием окружающей среды. Однако психологию и педагогику больше интересует роль, которую играет каждый вид трудовой деятельности в формировании экологической культуры дошкольника.

Первоначально ребенок осваивает хозяйственно-бытовую деятельность. Она возникает на основе удовлетворения биологических потребностей ребенка и организуется взрослыми. Взаимоотношения ребенка со взрослыми закладывают основы экологосообразного отношения к самому себе и своему внутреннему пространству (телесному и духовному). На протяжении всего дошкольного детства ребенок усваивает основы правильного питания, поддержания личной гигиены. В тесной взаимосвязи с самообслуживанием развивается и хозяйственно-бытовой труд, который является важным фактором в развитии представлений об экологии человеческого жилья. Ребенок постепенно усваивает, что дом — среда его обитания, и совокупность условий его жилья имеет существенное значение для здоровья и благополучия его обитателей. В процессе хозяйственно-бытового труда развивается понимание того, что в доме есть территории, используемые всеми членами семьи (туалет, ванная, кухня), и что у членов семьи есть и своя личная территория, и свои потребности.

В процессе этого вида труда ребенок постепенно открывает, что поступает в дом (вода, чистый воздух, солнце, электрическая энергия, информация СМИ, продукты, вещи и др.) и что выбрасывается из дома. Отходы возвращаются в природу и оказывают существенное влияние на состояние живых организмов. Подкрепление этих представлений происходит в процессе наблюдения за экологическим состоянием родного города, мотивирует ребенка, развивает его экологическую ответственность. Он начинает считать для себя необходимым регулировать свою деятельность, уменьшая насколько можно количество отходов, выходящих из дома. В процессе своей трудовой деятельности он имеет возможность потреблять воду, мыло, шампунь, зубную пасту, стиральный порошок и др. в соответствии с элементарными экологическими требованиями. Участие ребенка в хозяйственно-бытовом труде создает педагогические условия для ознакомления с отношениями между человеческим жильем и природой.

Ребенок знакомится с тем, что организация питания в семье учитывает возрастные потребности его членов (бабушка, дедушка, младенец, родители, сам ребенок). Он начинает понимать основные моральные нормы распределения пищи. Постепенно усваивается идея, что отношение к своему питанию — это отношение к самому себе, своему здоровью и безопасности.

Труд в природе создает большие возможности для обогащения представлений детей об основных экологических категориях. Даже ухаживая за одним растением, выращиваемым на подоконнике, ребенок уже сталкивается с ситуациями, в которых формируются представления о «конкурентах, врагах и жертвах» в мире природы. Например, появляющиеся рядом с культурным растением сорняки являются нашими конкурентами. Поэтому самое логичное в поведении человека — уничтожить их, обеспечивая для себя лучший урожай. В данном случае ребенок проявляет себя как враг сорняков. В то же время, ребенок под влиянием взрослых понимает, что, выращивая культурные растения, человек формирует благоприятную среду и для развития сорняков, и что один из самых важных факторов для существования «зеленой жизни на Земле» — почва. Труд в уголке природы создает условия для понимания того, что для благополучного развития разных растений требуются разные виды почв и что забота о растении идет не только напрямую, но и опосредовано, через заботу о состоянии почвы. Таким образом, формируются первые представления о плодородии почвы и усваивается идея об ее экологической ценности.

Когда дети заботятся об удовлетворении потребностей животных, они вынуждены воспринимать их среду обитания как искусственную экосистему, в которой все компоненты должны быть в равновесии. В процессе ухода за животными ребенок учится понимать и учитывать их требования к среде и поведенческие реакции. При этом всякое попустительство в уходе влечет негативные ответные реакции самих животных. Например, мы наблюдали, как, на своем горьком опыте, ребенок начал понимать, что охрана животного означает сохранение его жизни в единстве со средой его обитания. Так, мальчик 6-ти лет забыл включить устройство, поддерживающее оптимальную температуру в аквариуме. Вследствие этого теплолюбивые рыбки погибли. Когда принесли новых рыбок, ребенок решил предостеречь их от гибели и включил устройство так, что новые рыбки перегрелись и погибли.

Трудовая деятельность ставит ребенка в ситуацию, когда другие существа находятся в состоянии зависимости от него. По этой причине его экологосообразное отношение к природе развивается вместе с другими сторонами личности (воля, характер, моральная оценка и самооценка).

 

17. Методики знакомства с растительным миром, с сезонными изменениями в природе на экскурсиях.                                                                    

Экскурсию как форму занятия за пределы детского сада проводят в средней, старшей и подготовительной группах. Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе: определяется перечень экскурсий, устанавливается их последовательность и примерные сроки проведения.

На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Воспитатель, планируя экскурсию, намечает объект экскурсии, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Принципы: -экскурсии должны обеспечить первоначальное восприятие предметов и явлений; -повторные экскурсии проводятся, когда в объектах наблюдаются изменения; -расширение знаний осуществляется за счет углублении конкретизации информации об уже знакомых предметах; -должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона. Хорошо привлечь детей к подготовке вместе с воспитателем экскурсионного снаряжения и оборудования. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, разрешает подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение, с помощью которого решаются основные программные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Важное место отводится на экскурсии вопросам - заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

Путем непосредственных наблюдений дети знакомятся с сезонными изменениями в растительном мире. Например, во время экскурсии на тему «Деревья зимой» они узнают о зимнем состоянии лиственных (сбрасывают листья осенью) и хвойных деревьев (вечно зеленые). Кроме того, учатся распознавать и сравнивать их по коре, веткам, стволам, семенам, почкам, отличать деревья от кустарников, дерево и пень. Рассматривая хвойные деревья, видят, что на побегах ели и сосны видны шишки около двух лет, поэтому в кроне сосны видны как зеленые шишки с плотно сомкнутыми чешуями, так и более взрослые шишки, затвердевшие и побуревшие. На ветках снежноягодника, жимолости, крушины, рябины, калины и зимой можно увидеть (если не склевали птицы) сочные плоды, Хорошо бы собрать эти 32 плоды и зимой подкармливать ими птиц в кормушках возле домов, детского сада. Сравнивая деревья, дети устанавливают: «У березки ствол тонкий, белый, с темными пятнами, а у липы толстый, коричневый»; «Почки у тополя длинные и липкие, а у липы маленькие, как горошинки»; «Семена у березы похожи на червячков, а у липы, как черненькие ягодки». Могут сравнить толщину веток, потрогать руками, понюхать их разглядеть. В процессе беседы на экскурсии необходимо уточнить словарь детей, так как они часто не знают названий частей дерева: называют ствол столбом, ножкой, корни — корягами. Тем для изучения явлений в природе для экскурсий можно составить достаточно много. Одна из них «Что изменилось в лесу (в парке, сквере, саду) зимой по сравнению с другими временами года».

Экскурсии и прогулки, организуемые в разные сезоны года, позволяют наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды их развития. Обобщающая беседа используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Нужно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты. Подвести детей к выводам и обобщениям

18. Значение экспериментальной деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания.                       Учитывая скрытый характер происходящих в природе явлений и особенности детского мышления, недостаточно опираться только на наблюдения происходящих процессов. В основе их изучения должно лежать действие ребенка с реальными объектами и явлениями. Изучая природные объекты, их свойства и от­ношения, ребенок должен постоянно взаимодействовать с ними. Тогда знания будут приобретаться не готовыми, а в результате деятельности, в процессе поисков и раз­мышлений дошкольника. Так они становятся для него продуктом самостоятельного открытия.

Задачу активного и самостоятельного поиска знаний решает включение дошкольника в простейшее экспериментирование.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обосно­вания данного вывода приводятся многие доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельно­сти же экспериментирования ребенок самостоятельно воздей­ствует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полно­го их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребен­ку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен мо­мент саморазвития: преобразования объекта, производимые ре­бенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют произ­водить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают зани­маться каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окру­жающим миром путем экспериментирования психическое раз­витие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность «экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя воз­никает значительно позже деятельности экспериментирования.

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных уч­реждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педа­гогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова.

Главное достоинство метода экспериментирования заключа­ется в том, что он дает детям реальные представления о различ­ных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспери­мента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необхо­димость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные зако­номерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми, фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, кото­рые рассматриваются как умственные умения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: