Проблемой, о которой следует упомянуть, является неравномерное старение элементов одной батареи. Со временем внутри батарей образуются воздушные мешки, в некоторых происходит
избыточное выделение водорода, другие испытывают недостаток кислорода. Хотя элементы батареи соединены последовательно, контролировать в процессе заряда состояние каждого из них невозможно. При наличии в батарее элемента с пониженной емкостью, падение напряжения на нем наибольшее, поскольку он обладает наибольшим внутренним сопротивлением. Если в батарее имеется неисправный элемент с внутренним замыканием пластин, то напряжение на нем близко к нулю. В результате этого напряжение заряда между элементами батареи распределяется неравномерно: для какого-либо элемента приложенное напряжение может быть больше или меньше требуемого. Поэтому батарея начинает разрушаться — наиболее «слабые» элементы выходят из строя быстрее, нарушается режим заряда исправных элементов, что влечет за собой и выход их из строя.
|
|
Всплески напряжения, которые прикладываются к батарее во время заряда, также создают проблемы для свинцово-кислотных батарей, особенно для батарей с жидким электролитом, оснащенных вентиляционными клапанами (VRLA). Пики этого напряжения способствуют перезаряду и выделению водорода, а спады — глубокому разряду и кислородному голоданию. Происходит истощение электролита.
Емкость батареи можно оценить двумя способами (табл. 3.5): по плотности электролита и по напряжению на батарее под нагрузкой. Естественно, что способ оценки емкости по плотности электролита пригоден только для обслуживаемых батарей.
Таблица 3.5
Емкость батареи | Плотность электролита, кг/л | Напряжение на батарее, В | |
12-вольтовая | 6-вольтовая | ||
100% | 1,265 | 12,7 | 6,3 |
75% | 1,225 | 12,4 | 6,2 |
50% | 1,19 | 12,2 | 6,1 |
25% | 1,155 | 12,0 | 6,0 |
Полный разряд | 1,12 | 11,9 | 5,9 |
Примечание. Напряжение измеряется вольтметром с нагрузкой на ток, определенный для батареи конкретной емкости. |
66
Свинцово-кислотные батареи