Аккумуляторные батареи, устанавливаемые в автомобилях работают в особенных условиях: высокие пусковые токи разряда, питание электроприборов автомобиля на стоянке, заряд от автомобильного генератора, работа в широком диапазоне температур, подверженность тряске и вибрации. Так как выходное напряжение генератора зависит от частоты вращения двигателя, для обеспечения постоянного напряжения заряда служит регуля-
70
Свинцово-кислотные батареи
Свинцово-кислотные батареи
71
тор напряжения. Регуляторы напряжения должны обеспечивать напряжение заряда в соответствии с данными табл. 3.8.
Таблица 3.8
Климатический район | Среднемесячная температура в январе,'С | Время года | Номинальное напряжение, В | Напряжение регулятора, В, при установке батареи | |||
снаружи | под капотом | ||||||
Холодный | -50...-15 | Зима | 6 | 7,3...7,7 | 7,1...7,5 | ||
12 | 14,5...15,5 | 14,2...15,2 | |||||
24 | 29...31 | - | |||||
Лето | 6 | 6,9...7,4 | 6,6...7,1 | ||||
12 | 13,8...14,8 | 13,2...14,2 | |||||
24 | 27...29 | - | |||||
Умеренный | -15...-4
| Круглый год | 6 | 6,9...7,4 | 6,6...7,1 | ||
12 | 13,8...14,8 | 13,2.-14,2 | |||||
24 | 27...29 | - | |||||
-15...+4 | 6 | 6,6...7,1 | 6,5...7 | ||||
12 | 13,2...14,2 | 13...14 | |||||
24 | 26...28 | - |
Кроме регулятора напряжения в цепи аккумуляторной батареи включено и реле обратного тока. Его назначение — переключать нагрузку (приборы системы зажигания, освещения, сигнализации и т. д.) на работу от аккумуляторной батареи в том случае, если генератор не обеспечивает минимально необходимого напряжении для их работы. Например, при очень малых оборотах холостого хода, при отрыве или слабом натяжении ремня генератора.
Аккумуляторная батарея всегда является нагрузкой генератора, Если ее отключить при работающем двигателе, напряжение генератора резко «скакнет» вверх, что может стать причиной выхода автомобильных электронных устройств (бортовой компьютер, электронный коммутатор системы зажигания и т. д.) из строя. Поэтому там, где это предусмотрено, следует проверять регулировку реле обратного тока (табл. 3.9).
Таблица 3.9
Климатический район | Среднемесячная температура в январе, 'С | Время года | Напряжение бортсети, В | Напряжение реле обратного тока, В |
Холодный | -50...-15 | Зима | 12 | 12.5...13 |
Лето | 12...12.5 | |||
Умеренный | -15...-4 | Круглый год | 12...12,5 | |
Жаркий, влажный | -15...+4 | 11,8...12,2 |
Особые условия эксплуатации автомобильных батарей налагают особые требования по их эксплуатации. При повреждении мастики, герметизирующей корпус батареи, батарею следует разрядить и слить из нее электролит для предотвращения взрыва гремучей смеси.
Не реже одного раза в две недели следует:
|
|
• очищать батарею от пыли и грязи, протирать чистой вето
шью, смоченной в растворе нашатырного спирта или
соды, места, облитые электролитом;
• проверять качество ее крепления, плотность установки
контактов;
• очищать клеммы и выводы батареи и смазывать их техни
ческим вазелином;
• прочищать вентиляционные отверстия в пробках и крыш
ках;
• проверять уровень электролита в обслуживаемых батареях и
при необходимости доводить его до нормы доливкой дис
тиллированной воды. Доливка электролитом недопустима.