Изучение нового материала

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урока по дисциплине ОП.05. История музыки и музыкальная литература

Для обучающихся 3 курса

Специальности 53.02.01 Музыкальное образование

 

Обучающаяся: Рехвальская Яна Вячеславна

Специальность: 53.02.07 Теория музыки (углубленная подготовка)

Курс: 4,очное отделение

Минусинск

2020

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Тема урока: «Вокальное творчество М.И.Глинки»

Данный урок разработан для обучающихся 3 курса специальности «Музыкальное образование» по дисциплине ОП.05 История музыки и музыкальная литература. Обучающиеся данной специальности чаще всего не имеют музыкальной подготовки в виде музыкальной школы. Данную дисциплину начинают изучать со 2 курса. К моменту изучения данной темы они владеют некоторыми знаниями по истории развития музыкального искусства (зарубежная музыкальная культура), знакомы с такими понятиями как: содержание музыкальных произведений, средства музыкальной выразительности, музыкальные тембры и жанры.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

• Образовательная: закрепление знаний о жизненном и творческом пути М.И.Глинки; формирование знаний о вокальном творчестве М.И.Глинки на примере 4 романсов: «Не искушай меня», «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье»;

• Развивающая: развитие умения формулирования выводов по изученному материалу, развитие ассоциативного мышления учащихся, развитие умения анализировать музыкальное произведение, умения сравнивать, сопоставлять и выявлять главное;

• Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку М.И.Глинки, умение работать с музыкальным материалом, повышение мотивации обучающихся, воспитание устойчивого интереса к классической музыке.

Методы обучения:

· Словесные методы (объяснение, беседа, работа с книгой);

· Наглядные методы (демонстрация музыки, наблюдение музыки по нотам, изобразительные средства наглядности ИКТ)

· Практические методы (обучение эстетическому восприятию музыки, обучение слуховому анализу, передача своих впечатлений о музыке в рассказе, выполнение проверочной работы)

Формы контроля:

- устный индивидуальный контроль,

- самостоятельная практическая работа.

 

II. ХОД УРОКА:

1. Организационная часть:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Добрый день, ребята! Меня зовут Яна Вячеславна. Я очень рада вас всех видеть!

Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Тема нашего урока – это вокальное творчество М.И.Глинки. Изучить творчество этого композитора мы сможем через разбор его романсов «Не искушай», «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье».  

Теперь взгляните, пожалуйста, на ваши опорные конспекты (дидактический материал). Они вам помогут на протяжении всего урока. Вам нужно быть очень внимательными, потому что в конце урока будет небольшой тест. А таблицу мы с вами вместе будем заполнять по ходу урока.

Прекрасно, мы можем начать наш урок.

Повторение ране изученного материала

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Слышали ли вы раньше о композиторе Михаиле Ивановиче Глинки? Что о нем вы можете сказать?

 (Обучающиеся дают свои ответы на вопрос)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы, спасибо за ваши ответы. Давайте вместе повторим с вами его биографию, опираясь на ваш конспект, ответьте мне на вопросы:

· В каком году родился М.И.Глинка?

· Место рождение композитора?

· Кто из родственников занимался воспитанием будущего композитора до 1810 года?

· В каком учебном заведении Петербурга обучался М.И.Глинка с 1817 по 1822 года?

· Основоположником какого жанра является композитор?

(Обучающиеся дают свои ответы на вопросы по опорному конспекту)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы, ребята. Небольшая информация об этом композиторе всегда будет у вас под рукой. Как я уже говорила, сегодня на уроке мы изучим вокальное творчество этого композитора на примере 4 романсов.

Изучение нового материала

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педагогом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, где, по словам Б. Асафьева, «плавность, гибкость, пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием душевного смысла поэтического слова».

Своим первым удачным опытом в области вокального творчества Глинка назвал элегию «Не искушай» на слова Е.Баратынского.

Давайте сейчас послушаем романс «Не искушай меня» и после прослушивания начнем заполнять нашу таблицу. Обратите внимание на такие выразительные средства музыки, как музыкальный образ, лад, темп, ритм, регистр, динамика.

(Обучающиеся слушают романс «Не искушая меня»)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Обратили внимание, как композитор тонко передает мир чувств человека — его разочарованность, любовные сомнения и скрытую надежду. Итак, давайте заполним таблицу: музыкальный образ, лад, темп, ритм, регистр, динамика.

 (обсуждение романса и заполнение таблицы)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы. Идем дальше. Глинка является основоположником русской школы вокального пения, его романсы - неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все последующие русские композиторы. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Жуковского, Дельвига, Пушкина. Многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например Н.Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Среди романсов цикла - «Жаворонок» и «Попутная песня».

Сначала мы лучше познакомимся с романсом «Жаворонок». Во время прослушивания произведения, обратите внимание не только на мелодию романса, но и на фортепианную партию.

(Обучающиеся слушают романс «Жаворонок»)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Итак, «Жаворонок» – это задушевная песня с легко льющейся и плавной мелодией естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж – бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышаться трели жаворонка. Давайте заполним таблицу: музыкальный образ, лад, темп, ритм, регистр, динамика.

(обсуждение романса и заполнение таблицы)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы. Идем дальше.

«Попутная песня» была написана по случаю открытия первой в России железной дороги. Кстати, в старину паровоз называли пароходом, поэтому не удивляйтесь, когда услышите: «Дым столбом, кипит, клубится пароход». Сейчас, во время прослушивания, попробуйте услышать настроение, меняется, ли оно и как?

(Обучающиеся слушают романс «Попутная песня»)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Итак, какое вы услышали настроение, меняется ли оно и как?

(Обучающиеся отвечают на вопрос)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: В романсе чередуются два контрастных образа. Один из них (ре мажор) — оживленный, радостный, праздничный — передает веселую суету и шум толпы. Другой, лирический образ (си минор) передает переживания героя, его волнение в ожидании встречи: моторный характер сопровождения остается прежним, но скороговорка вокальной партии сменяется широкой и распевной кантиленой. Теперь давайте заполним таблицу: музыкальный образ, лад, темп, ритм, регистр, динамика.

(обсуждение романса и заполнение таблицы)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы. Идем дальше. В вокальной лирике Глинки важное место занимают романсы на слова Пушкина. Среди них «Я помню чудное мгновенье» – Жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора.

Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство композитора в нем так совершенно. Никогда еще и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства. Интересный факт, у А.С.Пушкина стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, а музыку М.И.Глинка посвятил ее дочери, Е. Е. Керн. Романс написан в 1838-1840 гг. Когда будете слушать романс, вам необходимо проследить, как менялся характер произведения? При помощи каких выразительных музыкальных средств вы заметили изменения?

 (Обучающиеся слушают романс «Я помню чудное мгновенье»)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса впечатляет своей плавностью и нежной границей.

Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть («В глуши, во мраке заточенья»). Здесь музыка становится речитативно-декламационной и суровой. В третьей части возвращается прежняя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение – подвижным и трепетным. Итак, давайте заполним таблицу: музыкальный образ, лад, темп, ритм, регистр, динамика.

(обсуждение романса и заполнение таблицы)

Закрепление

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы. Мы с вами рассмотрели 4 романса и сейчас закрепим пройденное на уроке небольшим тестом.

(Обучающиеся решают тест)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Давайте теперь вместе его проверим.

(Совместная проверка теста и обсуждение вопросов)

Рефлексия и оценка

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Вы отлично справились с заданием. Наш урок подошёл к концу.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Вы большие молодцы! Всем спасибо за урок! До свидания!

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор. Родился 20 мая 1804 года в Новоспасском Смоленской губернии. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Играть на фортепиано М.И. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он стал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же в биографии Глинки были созданы первые сочинения. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем в Берлине велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к уезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений композитора были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

 

 

Название произведения Музыкальный образ Лад Темп Ритм Регистр Динамика
1 «Не искушай»            
2 «Жаворонок»            
3 «Попутная песня»            
4 «Я помню чудное мгновенье»            

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!

Немой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье:
Забыты прежние мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

















Тест

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: