МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урока по дисциплине ОП.05. История музыки и музыкальная литература
Для обучающихся 3 курса
Специальности 53.02.01 Музыкальное образование
Обучающаяся: Рехвальская Яна Вячеславна
Специальность: 53.02.07 Теория музыки (углубленная подготовка)
Курс: 4,очное отделение
Минусинск
2020
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Тема урока: «Вокальное творчество М.И.Глинки»
Данный урок разработан для обучающихся 3 курса специальности «Музыкальное образование» по дисциплине ОП.05 История музыки и музыкальная литература. Обучающиеся данной специальности чаще всего не имеют музыкальной подготовки в виде музыкальной школы. Данную дисциплину начинают изучать со 2 курса. К моменту изучения данной темы они владеют некоторыми знаниями по истории развития музыкального искусства (зарубежная музыкальная культура), знакомы с такими понятиями как: содержание музыкальных произведений, средства музыкальной выразительности, музыкальные тембры и жанры.
|
|
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
• Образовательная: закрепление знаний о жизненном и творческом пути М.И.Глинки; формирование знаний о вокальном творчестве М.И.Глинки на примере 4 романсов: «Не искушай меня», «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье»;
• Развивающая: развитие умения формулирования выводов по изученному материалу, развитие ассоциативного мышления учащихся, развитие умения анализировать музыкальное произведение, умения сравнивать, сопоставлять и выявлять главное;
• Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку М.И.Глинки, умение работать с музыкальным материалом, повышение мотивации обучающихся, воспитание устойчивого интереса к классической музыке.
Методы обучения:
· Словесные методы (объяснение, беседа, работа с книгой);
· Наглядные методы (демонстрация музыки, наблюдение музыки по нотам, изобразительные средства наглядности ИКТ)
· Практические методы (обучение эстетическому восприятию музыки, обучение слуховому анализу, передача своих впечатлений о музыке в рассказе, выполнение проверочной работы)
Формы контроля:
- устный индивидуальный контроль,
- самостоятельная практическая работа.
II. ХОД УРОКА:
1. Организационная часть:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Добрый день, ребята! Меня зовут Яна Вячеславна. Я очень рада вас всех видеть!
Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Тема нашего урока – это вокальное творчество М.И.Глинки. Изучить творчество этого композитора мы сможем через разбор его романсов «Не искушай», «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье».
|
|
Теперь взгляните, пожалуйста, на ваши опорные конспекты (дидактический материал). Они вам помогут на протяжении всего урока. Вам нужно быть очень внимательными, потому что в конце урока будет небольшой тест. А таблицу мы с вами вместе будем заполнять по ходу урока.
Прекрасно, мы можем начать наш урок.
Повторение ране изученного материала
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Слышали ли вы раньше о композиторе Михаиле Ивановиче Глинки? Что о нем вы можете сказать?
(Обучающиеся дают свои ответы на вопрос)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы, спасибо за ваши ответы. Давайте вместе повторим с вами его биографию, опираясь на ваш конспект, ответьте мне на вопросы:
· В каком году родился М.И.Глинка?
· Место рождение композитора?
· Кто из родственников занимался воспитанием будущего композитора до 1810 года?
· В каком учебном заведении Петербурга обучался М.И.Глинка с 1817 по 1822 года?
· Основоположником какого жанра является композитор?
(Обучающиеся дают свои ответы на вопросы по опорному конспекту)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы, ребята. Небольшая информация об этом композиторе всегда будет у вас под рукой. Как я уже говорила, сегодня на уроке мы изучим вокальное творчество этого композитора на примере 4 романсов.
Изучение нового материала
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педагогом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, где, по словам Б. Асафьева, «плавность, гибкость, пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием душевного смысла поэтического слова».
Своим первым удачным опытом в области вокального творчества Глинка назвал элегию «Не искушай» на слова Е.Баратынского.
Давайте сейчас послушаем романс «Не искушай меня» и после прослушивания начнем заполнять нашу таблицу. Обратите внимание на такие выразительные средства музыки, как музыкальный образ, лад, темп, ритм, регистр, динамика.
(Обучающиеся слушают романс «Не искушая меня»)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Обратили внимание, как композитор тонко передает мир чувств человека — его разочарованность, любовные сомнения и скрытую надежду. Итак, давайте заполним таблицу: музыкальный образ, лад, темп, ритм, регистр, динамика.
(обсуждение романса и заполнение таблицы)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы. Идем дальше. Глинка является основоположником русской школы вокального пения, его романсы - неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все последующие русские композиторы. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Жуковского, Дельвига, Пушкина. Многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например Н.Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Среди романсов цикла - «Жаворонок» и «Попутная песня».
Сначала мы лучше познакомимся с романсом «Жаворонок». Во время прослушивания произведения, обратите внимание не только на мелодию романса, но и на фортепианную партию.
(Обучающиеся слушают романс «Жаворонок»)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Итак, «Жаворонок» – это задушевная песня с легко льющейся и плавной мелодией естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж – бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышаться трели жаворонка. Давайте заполним таблицу: музыкальный образ, лад, темп, ритм, регистр, динамика.
(обсуждение романса и заполнение таблицы)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы. Идем дальше.
«Попутная песня» была написана по случаю открытия первой в России железной дороги. Кстати, в старину паровоз называли пароходом, поэтому не удивляйтесь, когда услышите: «Дым столбом, кипит, клубится пароход». Сейчас, во время прослушивания, попробуйте услышать настроение, меняется, ли оно и как?
|
|
(Обучающиеся слушают романс «Попутная песня»)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Итак, какое вы услышали настроение, меняется ли оно и как?
(Обучающиеся отвечают на вопрос)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: В романсе чередуются два контрастных образа. Один из них (ре мажор) — оживленный, радостный, праздничный — передает веселую суету и шум толпы. Другой, лирический образ (си минор) передает переживания героя, его волнение в ожидании встречи: моторный характер сопровождения остается прежним, но скороговорка вокальной партии сменяется широкой и распевной кантиленой. Теперь давайте заполним таблицу: музыкальный образ, лад, темп, ритм, регистр, динамика.
(обсуждение романса и заполнение таблицы)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы. Идем дальше. В вокальной лирике Глинки важное место занимают романсы на слова Пушкина. Среди них «Я помню чудное мгновенье» – Жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора.
Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство композитора в нем так совершенно. Никогда еще и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства. Интересный факт, у А.С.Пушкина стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, а музыку М.И.Глинка посвятил ее дочери, Е. Е. Керн. Романс написан в 1838-1840 гг. Когда будете слушать романс, вам необходимо проследить, как менялся характер произведения? При помощи каких выразительных музыкальных средств вы заметили изменения?
(Обучающиеся слушают романс «Я помню чудное мгновенье»)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса впечатляет своей плавностью и нежной границей.
Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть («В глуши, во мраке заточенья»). Здесь музыка становится речитативно-декламационной и суровой. В третьей части возвращается прежняя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение – подвижным и трепетным. Итак, давайте заполним таблицу: музыкальный образ, лад, темп, ритм, регистр, динамика.
|
|
(обсуждение романса и заполнение таблицы)
Закрепление
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Молодцы. Мы с вами рассмотрели 4 романса и сейчас закрепим пройденное на уроке небольшим тестом.
(Обучающиеся решают тест)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Давайте теперь вместе его проверим.
(Совместная проверка теста и обсуждение вопросов)
Рефлексия и оценка
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Вы отлично справились с заданием. Наш урок подошёл к концу.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Вы большие молодцы! Всем спасибо за урок! До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор. Родился 20 мая 1804 года в Новоспасском Смоленской губернии. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.
Играть на фортепиано М.И. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он стал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же в биографии Глинки были созданы первые сочинения. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.
В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.
После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем в Берлине велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.
Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к уезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, лишь в 1847 году вернулся на родину.
Множество произведений композитора были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.
№ | Название произведения | Музыкальный образ | Лад | Темп | Ритм | Регистр | Динамика |
1 | «Не искушай» | ||||||
2 | «Жаворонок» | ||||||
3 | «Попутная песня» | ||||||
4 | «Я помню чудное мгновенье» |
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Немой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье:
Забыты прежние мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
Тест