Методы выявления социальных способностей и признаков одаренности в сфере общения

МЕДВЕДЕВА ОЛ ЗДО 2-16

Кафедра дошкольного образования и педагогики

Дисциплина «Воспитание одаренных детей»

Группа ЗДО-16

Бутвина О.Ю.

Апреля 2020

Время: 16.30 – 18.00 и 18.10 – 19.40

Практическое занятие на тему: « Социальная одаренность и методика ее развития у детей»

дошкольного возраста (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о социальной (коммуникативной, лидерской) одаренности.

Структурные компоненты социальной одаренности.

2. Проявление социальной одаренности в дошкольном возрасте. Портрет

социально одаренного ребенка.

3. Методы выявления социальных способностей и признаков одаренности в сфере общения.

4. Оказание поддержки в развитии социальных способностей и одаренности детей в условиях учреждения дошкольного образования.

5. Коммуникативные игры, игры-ситуации, психогимнастические упражнения, этюды, творческие задания как способы развития социальной одаренности у детей.

Учебно-исследовательские задания

1. Охарактеризуйте портрет социально одаренного ребенка.

2. Подберите игры и этюды на развитие социальных способностей детей.

3. Подберите задания, которые помогут детям научиться доброжелательно

общаться друг с другом

 

Понятие социальной одаренности.

Среди разных видов одаренности в последнее время все чаще выделяют социальную или лидерскую одаренность. Синонимом этого сочетания является понятие «организаторские способности». Лидерская одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Лидерская одаренность проявляется в условиях общения. И если мы трактуем общение как особый, специфический вид деятельности, то в этом случае вынуждены будем признать, что лидерская одаренность есть вариант частной, специальной одаренности.

Проявление социальной одаренности в дошкольном возрасте. Портрет социально одаренного ребенка.

Общепризнанно – главным фактором развития социальной одаренности в раннем дошкольном детстве является семья. Мать (а потом и другие члены семьи) наиболее влияет на становление у ребенка социального интереса. В идеале материнская любовь и забота, нежность к мужу, другим детям, людям в целом выступает для ребенка ролевой моделью реализации широкого социального интереса, который распространяется на все более широкое социальное окружение малыша. Второй по значимости фактор развития социального интереса – отец. Его идеальная ролевая модель предполагает позитивную установку по отношению к жене и детям, работе, обществу, а также активное, наряду с матерью, участие в воспитании, демократическое и уважительное отношение к детям. Третьим фактором выступает атмосфера в семье. Взаимная супружеская любовь и уважение образуют оптимальную среду для развития социального интереса ребенка. Социальная одаренность формируется у детей в семьях, где основными характеристиками стиля общения является устойчивость, согласие, влияние. Это значит, что дети этих родителей воспитываются в условиях искренней дружелюбной микросреды, в которой ценится личностное общение, дети всегда защищены от неприятностей, родителям свойственны демократический стиль общения друг с другом и с детьми, умение организовать детям интересный досуг. Такая социальная микросреда достаточно надежна, в ней не бывает неожиданных изменений, детям уделяется должное внимание, существует определенный контроль за их действиями.

В числе важных предпосылок развития коммуникативных способностей и одаренности в дошкольном детстве выступает и дошкольная группа, которая представляет собой первичную социально-психологическую общность, первое «детское общество» (А. П. Усова), в котором складывается и развивается общение и разнообразные виды детской деятельности, происходит овладение новой социальной ролью – члена детской группы, формируются отношения со сверстниками. Дошкольная группа становится значимым компонентом личностной микросреды дошкольника. Чем выше уровень развития всего коллектива, тем благоприятнее коммуникативная среда для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. В группах с достаточно высоким коэффициентом благоприятной взаимности (более 50%), коммуникативно одаренные дети занимают высокое статусное положение, которое проявляется в их успешном общении со сверстниками, прежде всего в игровой деятельности. Благоприятная социальная среда в группе детского сада стимулирует развитие коммуникативной одаренности ребенка.

Деятельность детей к концу дошкольного возраста приобретает нередко коллективный характер (игры, занятия, труд и др.). В этих совместных видах деятельности также происходит общение; их продуктивность во многом определяется способностью детей взаимодействовать с окружающими.

   Социально одаренные дети при этом обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении как со взрослыми, так и с детьми. Такие дошкольники с легкостью адаптируются в среде сверстников, им «легко дышится» в группе, которая, как правило, быстро становится своей, их «домом», где они чувствуют себя как рыба в воде.

Методы выявления социальных способностей и признаков одаренности в сфере общения.

 Выявление одаренных детей, их идентификация — проблема, давно привлекающая к себе внимание психоло- гов и педагогов, как теоретиков, так и практиков, родителей. Однако и на сегодняшний день она во многом остается нерешенной, ее относят к числу актуаль-ных, особо сложных, требующих повышенного внима-ния.

Нет однозначного отношения к самому процессу раннего выявления одаренности. Вместе с тем в послед-ние годы все чаще и убедительнее как теоретиками, так и практиками высказываются мнения, суждения о необхо-димости ранней идентификации одаренности.

Для чего ее проводят? Чаще всего:

— для удовлетворения интереса со стороны взрослых, в отдельных случаях — родительского и педагогического тщеславия;

— для снятия тревожности, страха за ребенка («не та-кой, как все — это болезнь, ненормально»);

— для определения форм психологической помощи неординарному ребенку;

— для создания условий развития дарования, в частности — выбора развивающих заданий, программ обучения и воспитания".

Что касается диагностики социальной одаренности в дошкольной группе, то здесь нам хотелось бы отметить особо еще одно, на наш взгляд, важное ее назначение-создание благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, воспитывавшихся в условиях дошкольного учреждения.

Какие принципы следует положить в основу выявлены социальных способностей и одаренности у детей?

Изучение способностей и одаренности области общения предполагает опору и на такие принципы, как: +

— комплексный подход к оцениванию разных сторон по ведения и деятельности;

— развернутое во времени наблюдение за поведением в разных ситуациях;

— анализ деятельности ребенка в тех сферах, которые наиболее соответствуют его интересам;

— охват более широкого спектра социальных способностей.

 

На что в процессе диагностики социальных способнос-тей и одаренности важно обратить внимание? Соответственно последнему из вышеуказанных и принципов важно изучить, насколько развиты отдельные компоненты данного вида одаренности:

• социальное и эмоциональное мышление;

• социально-психологическая наблюдательность;

• коммуникативные и организаторские способности ребенка;

• его личностные качества (развит- ость нравственных чувств, интерес к людям, эмпатия и др.).

Лидерство предполагает

• самоуважение;

• позитивнные Я-концепцию и

• самооценку.

Не упустим из поля зрения и эти личностные образования, а также

• креатив-ность;

• творческие способности ребенка.

4. Работа с одаренными детьми — процесс, требующий особых знаний и собственных специфических средств. Одним из основных средств может выступить социально-педагогическая поддержка. «Поддержать», «поддерживать», по В. Далю, значит служить опорой для крепости, подставкой всему, что поддерживает тяжесть, укрепой — всему, что придает крепость, прочность, силу. Другими словами, это действия, которые не дают прекратиться, нарушиться тому, что движется, изменяется, находится в динамике, развитии [1]. Тем самым поддерживается то, что является положительной заданностью, а также стремление к самостоятельности, саморазвитию и движению. Поддерживать и развивать, по мнению Е. И. Исаева и В. И. Слободчикова, следует субъектность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также его индивидуальность [3]. Для педагогической поддержки важно, чтобы в решении собственной проблемы ребенок мог проявить себя максимально самостоятельно. Педагог не действует за ребенка, не подменяет его действия в поиске и выборе приемлемого варианта решения, направляя свои усилия на создание условий, при которых ребенку хотелось бы пробовать свои силы в решении проблемы. В педагогической поддержке проблема принципиально рассматривается как ситуация открытых возможностей: для ребенка — стать успешным настолько, насколько он сможет сам, для педагога — оказать поддержку возможностям ребенка и создать условия для их развития с учетом реальных перспектив. Особое значение поддержка приобретает в работе с детьми «группы риска». Одаренные дети, наряду с безнадзорными детьми; детьми, имеющими ограниченные возможности; детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и другими категориями детей, входят в «группу риска». При этом их основная отличительная особенность заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически, в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуется в полной мере права, необходимые для их полноценного развития. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости проведения с данной категорией детей специально организованной, профессиональной социально-педагогической работы, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особым видом данной работы является социально-педагогическая поддержка детства. Понятие «социально-педагогическая поддержка» введено недавно и получило развитие в работах О. С. Газмана и Н. Б. Крыловой, а также других исследователей, которые рассматривают ее как профессиональную деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем.

5. Развивающие игры и упражнения для одарённых детей.

1. Симпозиум.

 Перед вами учебный материал (текст, пособие). Внимательно его прочтите в

течение определённого времени. Распределение ролей: редактор, критик,

автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнениучащихся).

Затем каждый в своём амплуа должен изложить учебный текст. Остальные

участники симпозиума оценивают выступление. Выигрывает самый

оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший текст.

Участники симпозиума имеют право дополнять выступления друг друга.

2. В гостях у сказки.

 Нам дан учебный текст. Его необходимо прочитать. Теперь придумайте сказку

по заданному тексту, но так, чтобы её основная мысль отражала существо

учебного текста, с любыми героями и любыми сюжетами. Это у нас будет

конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно ещё раз

прочитать текст – быстро и внимательно.

3. Сундук мудрости.

 Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задаёт

трудный вопрос по тексту. Заверните записку и положите её в сундук. Затем

повторно все читают текст. А теперь возьмите из сундука по одной записке, по

очереди читаем вопрос и приступаем к ответам.

4. «Изюминка».

 Познакомимся с новым материалом по ранее изученной теме. Теперь подумаем,

что нового или какая «изюминка» (т.е. особая привлекательность) данного

материала вам бросилась в глаза, запала в ваше сознание по сравнению с ранее

известными материалами по данной теие.

5. Необычный доклад.

 Читаем текст. Теперь передайте содержание этого текста при помощи знаков,

схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает

доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа.

6. Миниатюра.

 Распределимся на группы по 3-4 человека. Сейчас мы прочитаем учебный

материал, а затем каждая группа изобразит существо текста какой-либо

миниатюрой. Это может быть сценка, песня, балет, пантомима. Остальные

должны будут словами объяснить, прокомментировать увиденное, используя

сюжет и смысл прочитанного текста.

7. Совет добровольных обществ.

 У каждого из нас есть какое-то хобби. Давайте представим, что все мы –

общество охотников, рыболовов, автомобилистов и т.д. Теперь прочитаем

выбранный учебный текст как бы глазами выбранного нами специалиста. Затем

по очереди задаём ему вопросы по тексту, исходя из того, что мы являемся

членами этого общества. То есть задаём вопросы по тексту, но специальные

термины текста использовать нельзя, можно использовать только тематику,

термины нашего общества, нашего общего дела. Кто задаёт вопросы с

нарушением правил – выбывает из игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: