Производство свинцово-кислотных батарей

Одним из ведущих отечественных производителей свинцо­во-кислотных батарей является Тюменский аккумуляторный за­вод (ТАЗ). За последние годы на заводе было освоено и модер­низировано 14 типов свинцово-кислотных АКБ для автотрактор­ной техники, 2 типа для тепловозов, 6 стационарных АКБ для электростанций, узлов связи и газоперекачивающих установок, 3 типа для напольного электротранспорта, а также батареи 12СТ-85П1 и 6СТ-170П1 для бронетанковой техники. В числе новинок ТАЗа — приспособленная к российскому климату стар-терная батарея 6СТ-132АМ, которая имеет низкое внутреннее сопротивление и повышенный ресурс, а ее конструкция исклю­чает разгерметизацию и возможность короткого замыкания.

Продукт высоких технологий — новая батарея 6СТ-190АМ, обладающая лучшими потребительскими свойствами по сравне­нию с предыдущими моделями. ТАЗ начал выпуск стационарных свинцовых аккумуляторов серии ТБ номинальной емкостью 350-600 Ач, предназначенных для работы в телекоммуникацион­ных системах, на атомных и тепловых электростанциях, комп­рессорных станциях газопроводов и других объектах энергетики, а также в качестве источников аварийного энергоснабжения. Их корпуса выполнены из прозрачного ударопрочного сополимера стирола, а решетки электродов изготовлены из малосурьмяни-


стого сплава (содержание сурьмы — 1,5%), существенно снижа­ющего саморазряд и газовыделение.

Тяговые батареи для электропогрузчиков «Балканкар» и дру­гого напольного транспорта комплектуют из свинцово-кислот­ных аккумуляторов 4Вх200, 5Вх250, 7Вх350 с намазными поло­жительными и отрицательными электродами, разделенными се­параторами «мипласт». Полипропиленовые корпуса и крышки аккумуляторов герметично соединены при помощи термосварки. Металлический бак АКБ окрашен кислотостойкой краской.

Под капотом каждого второго автомобиля, сходящего с кон­вейера АвтоВАЗа, установлена батарея торговой марки «АкТех». Этот тип батарей выпускает ООО «Аккумуляторные технологии» (г. Иркутск) на оборудовании американской фирмы Exide. Ас­сортимент «АкТех» включает сухие и залитые батареи с прямой и обратной полярностью емкостью 55... 190 Ач. На свою продук­цию компания предоставляет двухлетнюю гарантию. В 2001 г. батареи «АкТех» стали победителем конкурса «100 лучших това­ров России». В их конструкции реализованы уникальные разра­ботки инженеров компании и ученых Сибирского отделения РАН. Малое количество сурьмы в сплаве, из которого изготовле­ны токоотводы, снижает расход воды во время эксплуатации. Сепаратор-конверт из микропористого полиэтилена надежно за­щищает электроды от замыкания и улучшает токовые характери­стики. Решетка токоотвода с радиальным расположением жилок и смещенным к центру ушком улучшает стартерные характери­стики и прием заряда. Большая пористость пластинчатых элект­родов повышает коэффициент использования активной массы и запас емкости АКБ. Активная масса содержит специальные до­бавки, увеличивающие прочность электродов. Корпус батарей «АкТех» выполнен из ударопрочного морозостойкого сополиме­ра полипропилена. Для проверки надежности готовые аккумуля­торы испытывают током силой 800 А.

С весны 2002 г. компания выпускает батареи нового поколе­ния торговой марки «Зверь» с необычной «внешностью»: оска­ленная звериная морда, широкие черные полосы на ярко-оран­жевом корпусе. Звучное имя и оригинальный дизайн — не един­ственные достоинства «Зверя». Это продукт экстракласса, превосходящий по качеству импортные аккумуляторы. В резуль­тате более чем двухлетней напряженной работы инженеров и ученых Иркутского института химии СО РАН созданы настоя-


182


О производстве аккумуляторных батарей в России


О производстве аккумуляторных батарей в России


183


 


щие зимние аккумуляторные батареи емкостью 55...77 Ач, спо­собные в любой холод завести промерзший на стоянке автомо­биль. По своим токовым и емкостным характеристикам «Зверь» превосходит все имеющиеся на рынке аналоги. Добавка оксида кремния в активную массу электродов существенно повысила разрядный ток батареи. От батареи емкостью 55 Ач требуется обеспечить разрядный ток 255 А. Батарея «Зверь» такой емкости отдает все 280 А. Разработанная в Иркутске технология серьезно увеличила и срок службы новой батареи. Большинство произво­дителей свинцово-кислотных батарей дают на свою продукцию двухлетнюю гарантию. «Зверь» — единственная на сегодняшний день отечественная батарея со сроком гарантии 3 года. По габа­ритам она полностью соответствует европейскому стандарту DIN и подходит для большинства отечественных автомобилей и иномарок.

В числе последних разработок АООТ «НИИСТА» (г. По­дольск Московской обл.) — стартерная свинцово-кислотная ба­тарея нового типа напряжением 12 В и емкостью 100 Ач, пред­назначенная для пуска двигателей тяжелой техники в различных климатических условиях.

Свинцовые стартерные АКБ новой серии емкостью 63, 115 и 190 Ач имеют большую пусковую мощность, увеличенный до 6 лет срок службы, низкое внутреннее сопротивление. Они обла­дают высокой энергетической плотностью и хорошо сохраняют ее при низких температурах.

По новой технологии с использованием последних достиже­ний аккумуляторной техники разработана серия стартерных ба­тарей номинальной емкостью ПО, 140 и 170 Ач, предназначен­ных для работы в условиях Крайнего Севера. Электронагревате­ли пленочного типа за 30 мин нагревают электролит этих батарей на 20 °С - от -50 до -30 °С.

Более 200 типов тяговых свинцово-кислотных батарей емко­стью от 165 до 1200 Ач напряжением 12—120 В для напольного транспорта и резервных источников электропитания выпускает совместное российско-бельгийское предприятие SSK Group (г. Москва). Батареи собирают на новом технологическом обору­довании корпорации MAG с использованием комплектующих лучших европейских производителей. Батареи SSK оснащены панцирными положительными электродами со свинцовыми или мягкими медными перемычками между ними. Металлический


короб покрыт шестью слоями кислотоустойчивых лакокрасоч­ных материалов: два слоя грунтовки, три слоя краски, один слой лака. Батареи выдерживают 1500 циклов заряда/разряда. Гаран­тийный срок службы батарей SSK — 2 года, но не более 1200 за-рядно-разрядных циклов. Их конструкция и технические харак­теристики полностью соответствуют европейским стандартам DIN и BS.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: