Сказка
Давным –давно, далеко-далеко отсюда жил-был один Слоненок со своей семьей. Они жили в своем красивом домике все вместе: мама, папа, Слоненок и еще у него был его маленький братишка. Все очень любили друг друга и были очень счастливы.
Слоненок был очень добрым, дружелюбным и воспитанным Слоненком, и он очень –очень любил свою маму.
И вот однажды с ним произошла одна очень плохая история.
Однажды, когда время пришло кушать, и мама велела ему выключать компьютер и идти кушать, (вставьте вашу стандартную ситуацию, которая постоянно вызывает негативные эмоции, слезы, плач, истерики). Слоненок начал как обычно канючить, хныкать, капризничать, говорить:
- Нет! Не хочу! Не буду!
Мама Слониха, как обычно, начала его уговаривать, упрашивать. Снова и снова, но Слоненок плакал все громче и громче, кричать все больше и больше. И даже! Как это часто бывало, когда он злился, снова начал биться головой о стену!
И тут случилось самое ужасное и страшное.
В то время мимо их окна пролетала Злюка - Вредина-Каредина. Она больше всего на свете обожала, когда дети плакали, не слушали родителей, кричали, ругались, делали больно другим и себе.
Особенно Злюка - Вредина-Каредина любила, когда дети били себя или били других, или кидали табуретки на кухне, или опрокидывали игрушницу, кидались игрушками, стучали ногами-руками об пол.
Она прямо это очень обожала!
И вот, как только она услышала, как кто-то кричит и увидела в окно нашего Слоненка, как тот бился головой о стену, она тут же бросилась в квартиру, где жила семья Слоненка, и ой-ой-ой! Прыгнула в ротик Слоненка.
И в этот момент наш Слоненок начал кричать так громко, биться головкой так сильно, что ему самому уже стало так больно, что он захотел остановиться, перестать плакать и успокоиться.
Но! О, ужас!
Он не смог остановиться!
Его голова сама стала стучаться о стену, слезы сами катились по щечкам, ротик кричал и плакал. Головка стала сильно болеть, ротик тоже, глазки стали красные и стали щипать. Слоненку становилось все хуже и хуже. Он очень испугался, он очень устал, и ему больше всего на свете хотелось остановиться!
Но он не мог уже взять себя в руки и успокоиться.
А Злюка - Вредина-Каредина сидела в Слоненке и радовалась, и делала ему еще больнее и больнее.
И подговаривала его:
-Давай, голова Слоненка стучись сильнее! Слезы Слоненка катитесь сильнее! Ротик слоненка кричи громче!
И неизвестно, чем бы это все закончилось, но тут вовремя в комнату вошла Мама Слоненка. А мама Слоненка была известной Волшебницей.
И она сразу, как только вошла, поняла – в чем тут дело.
Она тут же подошла к своему сыночку, крепко прижала его к себе и стала говорить свои волшебные слова любви. Ведь всем известно, что самое сильное волшебство на свете, самая сильная сила на свете - это любовь мамы. И ни что на свете плохое, злое никогда не сможет сладить с маминой любовью.
Так и сейчас. Как только Мама обняла своего сыночка, Злюка- Вредина-Каредина тут же испугалась и убежала обратно к себе далеко-далеко, в свою избушку на краю самого далекого-предалекого леса. Ведь больше всего на свете Злюка-Вредина-Каредина боялась любви, послушания, когда все слушались друг друга, когда все были добрыми и послушными.
Она мучила только непослушных деток, которые постоянно обижались, злились, плакали, кричали, и особенно она любила детей, которые бились о стену головой, кидали игрушки, стулья, табуретки. Она запрыгивала к таким деткам в ротики, когда они кричали, и жила там. И тогда в этих семьях наступали ссоры, крики, плачи. Эти детки начинали болеть. Все в этой семье переставали слушаться друг друга, и даже переставали любить.
Но если ребенок снова становился послушным и спокойным, добрым Слоненком, Бельчонком, Ежонком, тогда Злюке - Вредине-Каредине снова приходилось искать себе другого ребенка, чтобы поселиться в его ротике. Потому что жить в мире, послушании и любви она просто не могла.
Если ребенок слушался маму, такого ребенка Злюка -Вредина–Каредина очень не любила и даже боялась.
И вот мама Слониха укачивала своего сыночка, приговаривая:
-Тише, тише. Успокойся мой любимый. Все. Все. Ш-ш-ш… Я не дам тебе себя бить…Все, все, мой любимый. Я рядом. Перестань. Успокаивайся. Ш-ш-ш…
Вначале, конечно, Слоненок бился и стучал головой по-прежнему, не слыша Мамочки и даже отталкивал свою любимую Маму.
Но она все равно продолжала быть рядом и не позволяла сыну делать себе больно. Мама по-прежнему продолжала успокаивать его, прижимая к себе, чтобы Слоненок не мог больше себе сделать больно. И продолжала говорить свои волшебные слова любви.
Вскоре Слоненок постепенно начал успокаиваться и вскоре наконец совсем успокоился. И когда Слоненок совсем успокоился, и смог воспринимать слова мамы,
(это часть для мам. С ребенком нужно устанавливать какие-то правила только тогда, когда он полностью успокоится и сможет понимать обращенную к нему речь)
они с Мамой Слонихой договорились.
Когда снова Слоненку захочется плакать и кричать, не слушаться и делать только по-своему, только то, что захочется ему, Мама ему скажет волшебные слова:
- ДАВАЙ ДОГОВОРИМСЯ!
И тогда Слоненок сразу успокоится, и они с Мамой смогут договориться.
Как только сыночек начнет капризничать, Мама сразу подсядет к нему на корточки, посмотрит в глазки и скажет ему волшебные слова:
-Послушай меня очень внимательно. Тогда давай договоримся. Ты играешь еще только чуть-чуть. Только вооооот столечко. А потом, как только я скажу, ты сразу выключаешь компьютер, и ЗАТО! ПОТОМ! МЫ С ТОБОЙ ВМЕСТЕ! ПОЙДЕМ КОРМИТЬ ТВОИ МАШИНКИ! ОНИ УЖЕ ОЧЕНЬ УСТАЛИ И ПРОГОЛОДАЛИСЬ!
(Мы пойдем с тобой укладывать твоего друга котенка. Слышишь, как он плачет. Как он ждет тебя не дождется? Выгуливать твои штанишки и курточку и т.д.).
-Хорошо? Мы договорились?
И Слоненок согласился.
И теперь всегда, когда Слоненок только-только начинал плакать, хныкать, капризничать и упрямиться, мама Слониха уже знала, что делать.
Она сразу произносила волшебные слова и иногда напоминала Слоненку:
- Милый мой сыночек, а ты помнишь, как было в тот раз?
Слоненок сразу вспоминал, ему вовсе больше не хотелось этого, и он успокаивался, шел на уговоры.
Так шел день за днем.
Слоненку все легче и легче получалось слушаться маму с помощью этих волшебных слов:
- Так, хорошо. Тогда давай договоримся.
И вскоре ему эти слова вообще стали не нужны, он сразу с удовольствием слушался мамочку и всегда говорил ей:
- Да, мамочка! Я понял.
И с тех пор их любовь в семье стала еще сильнее и крепче. И им уже не страшна была никакая Злюка-Вредина-Каредина. Ведь послушным деткам и любящим мамам никакие невзгоды не страшны!
Мамочки, продолжение сказки специально только для вас. Дочитайте до конца. Дальше ребенку не обязательно зачитывать.
А мама-волшебница теперь твердо знала, что как только начнется ситуация, когда «как только, что не по его, так сразу в истерику, в плач», теперь мама знала, что она в этот момент может подойти, приобнять и сказать:
- Ой, а ты помнишь, как было в сказке со Слоненком, который не захотел послушать маму и начал так себя вести?
- Ой, если сейчас будешь громко плакать и не слушаться, к нам в дом может прилететь Непослушайка, Злюка-Плакса и т.д., и тогда мы все начнем плакать и не слушаться друг друга. Нет! нам этого не надо! Мы этого не хотим! Уходи Плакса! Мой сыночек самый послушный и самый умный! Уходи отсюда! Видишь, как он слушается маму!? Видишь, он совсем не плачет! Какой ты к меня молодец!
И сразу, не замолкая, не дав ребенку опомниться, мама знала, что надо переключать ребенка на что-то другое, увлекать, «убалтывать», начинать «заговаривать зубы», чтобы его отвлечь. Привлекать «говорящие предметы», «говорящие игрушки», смотреть, как за окном резко кто-то полетел, на улице кто-то замяукал и прочее.
Мама-волшебница понимала, что этот прием сработает, если только «поймать» ситуацию еще в самом зародыше, пока ребенок ее еще слышит. Она знала и то, что после, когда уже эмоции «накроют» ребенка, он никого и ничего уже просто не услышит. Поэтому очень важно быть чуткой и попасть именно в тот момент, чтобы прекратить истерику еще в зачатке. Здесь нужно действовать уверенно, твердо, ласково, не боясь того, что «БОЖЕ! СЕЙЧАС ЭТО МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ СНОВА!»
Мама-волшебница знала, что она будет в этот момент спокойна и уверенна в своих силах, что она справится с состоянием своего собственного ребенка и сможет вырулить эту ситуацию «без потерь».
Мама всегда помнила важный принцип, свою родительскую стратегию, что ребенка ведет за собой именно взрослый, а не наоборот. Ребенку очень важно в такой момент ощущать стабильность, силу и уверенность взрослого.
И еще один важный момент.
Мама твердо понимала, что нельзя провоцировать ребенка. Да-да, именно в такой формулировке.
Если мама заранее знала, что вот сейчас она скажет своему сыну или дочке сделать то-то и то-то или, наоборот, скажет перестать делать то-то и то-то, и ее ребенок начнет плакать, упрямиться, и все это перейдет благополучно опять в очередную истерику, мама точно знала сама и учила этому других:
- НУ, НЕ ГОВОРИТЕ ВЫ ЕМУ ЭТО ИМЕННО ТАК В ЛОБ! ИМННО ЭТОЙ ФРАЗОЙ, КОТОРАЯ ЕГО БЕСИТ, КОТОРАЯ ТАК ЕМУ НЕ НРАВИТСЯ И ВЫЗЫВАЕТ ТАКУЮ РЕАКЦИЮ.
Мама уже знала и умела, что надо придумать что-то в обход, зайти с фланга, сыграть, схитрить, в конце концов. Быть мудрее в этом вопросе.
Лучше поднапрячься сейчас одну минуту, перед тем, как преподнести свое требование ребенку, чем потом целый час успокаивать себя и его после истерики. А самое худшее во всем этом - портить отношения друг с другом.
Например, если маме надо было отправить сына спать, она не говорила ему: «ВСЕ! ДАВАЙ ВЫКЛЮЧАЙ МУЛЬТИК И ИДЕМ СПАТЬ!»
Она знала, что за этим последует и придумывала каждый раз новое, что устала, что ее ножки устали, что игрушка любимая хочет полежать, претворялась его детской кроваткой и звала его из спальни. Говорила, что мы ни в коем случае спать не будем! Ты только смотри не усни!
Если пришла пора купаться, а ее ребенок не хотел ни в какую, тогда она приглашала в ванную искать мыло, выпустить водичку из крана, помыть ручки, которые запачкались, и «просят», чтобы их помыли, звала поить Мишку, искупать машинку и т.д.
Придумывала каждый раз какую-нибудь сказочную историю, чтобы ее ребенок не подумал, что его сейчас опять принудят и склонят к тому, чего он терпеть не может. Мама понимала, что, в конце концов, это же ей надо что-то сейчас от него. Он-то этого не хочет и не понимает: зачем это все!? И что? Это обязательно надо именно сейчас?
А он имеет право не хотеть. Он же тоже человек. Пусть и маленький.
Мама знала, что никому бы не понравилось, если бы его то и дело отрывали от любимого занятия, как только кому-то приспичит что-то от вас получить, и заставляли делать то, что вам не нравится, да к тому же еще и в самый неподходящий момент. Как и любая любящая мама, она всегда учитывала, что перед ней тоже личность, как и она сама. Ставила себя всегда на его место: а как бы мне было, если бы мне так сделали…
И это помогало ей выстроить линию поведения со своим ребенком. Пробовала разные варианты. Не сработал этот, искала другой. Раз за разом у нее это получалось все лучше и лучше.
Да, всем мамам-волшебницам приходится быть сказочницей, придумщицей, актрисой, если хотите. Потому что лучше так, чем ребенок будет постоянно плакать, нервничать. И отношения будут отдаляться и ухудшаться.
И ради этого мама была готова немного поднапрячься, хоть тоже частенько бывала и уставшей, и у нее тоже были проблемы и на работе, и бывало, в отношениях. Да и не всегда все у всех бывает гладко в жизни…
Но у мамы был приоритет – счастье ее любимого ребенка. И ради этого она готова была и потрудиться. Ведь она понимала, что это всего несколько лет. Когда ребенку будет 7-9, то уже не так часто надо будет постоянно что-то придумывать, так много выкладываться эмоционально, постоянно что-то придумывать, чтобы обойти ссоры.
Потому что мама-волшебница была самой любящей мамой.
Да и ее волшебство – материнская любовь, ей всегда помогали в трудные минуты с ее непоседой-ребенком.