Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Основы и классы глаголов

Глагол как часть речи. Вопрос о границах глагольной парадигмы.

Глагол – это важнейшая часть речи, поскольку он организует высказывание. Без него нет синтаксиса, а значит, нет и речи.

Глагол – это знаменательная часть речи, обозначающая процессуальный признак предмета (действие) и выражающая это значение в категориях вида, залога, лица, времени, наклонения, числа и рода.

Семантика глаголов: она может определяться двумя способами: на основание корня и на основание всего глагольного слова, в котором корневое значение модифицируется с помощью значении аффиксов.

Например: лежать – обозначает положение в пространстве. Полеживать – значение ограниченности и периодичности действия.

Чисто семантически классификация глаголов предполагает выделение глаголов следующих групп: глаголы движения, речи, интеллектуальные процессы, изменение признака, созидания, разрушения, принадлежности и т.к.

Самой абстрактной классификацией глаголов по семантике является деление на статические и динамические.

Среди глаголов выделяется лексико-грамматические группы глаголов, подобно существительным и прилагательным. Однако у глаголов эти группы рассматриваются не самостоятельно, а в связи с грамматическими категориями. Например, есть категория залога (диатеза). С залогом связаны такие ЛГР как глаголы переходные/непереходные, возвратные/невозвратные.

ЛГР – большая группа слов, объединенных семантикой и нерегулярным проявлением семантических особенностей.

Глагол обладает большим набором грамматических категорий, причем они неодинаково охватывают глагольные формы. Все глагольные формы охватывают только категория вида. Залог есть не у всех глаголов, категории времени, лица и наклонения тоже есть не у всех глагольных словоформ. У глаголов прошедшего времени не выделяют категорию лица, у глаголов в повелительном наклонение нет категории времени, инфинитив как будто бы вовсе лишён грамматических значений (род, число, лицо).

Категории лица, времени и наклонения очень важны, так как все вместе они составляют одну синтаксическую категорию, которую называют предикативностью и которая формирует предложения в русском языке.

Число у глаголов – категория, заимствованная у имени, категория рода имеется в формах прошедшего времени и причастиях, вообще имеет случайный характер и???

Синтаксическая функция глагола тоже различается в связи с тем, какая перед нами глагольная форма: если форма личная или форма прошедшего времени, то в предложение он – сказуемое. Если форма причастие, то определительное деепричастие – обстоятельство, а инфинитив – чем угодно.

Вопрос о границах глагольной парадигмы.

Из всех грамматических разрядов в русском языке у глагола самая большая парадигма. У существительных – 12 словоформ. В глагольной парадигме более 200 словоформ, однако имеются трудности с включением тех или иных форм в общую глагольную парадигму.

Все глагольные категории словоизменит.??? за исключением вида, который квалифицируется двояко

Делать

Сделать

Это разные слова или формы одного слова? Это первая проблема – включать видовые пары в одну лексему или в разные.

Вторая проблема – следует ли включать в глагольную парадигму формы причастий и деепричастий.

За то, чтобы не включать:

- наличие именных категорий (падеж)

- отсутствие лица

- особенности семантики – обозначает признак

За то, чтобы включать:

- регулярно образуются от глаголов

- сохраняет некоторые глагольные категории (время, вид, залог)

- сохраняет смысловое единство с глагольной лексемой.

Самая распространенная точка зрения: причастия и деепричастия – особые неспрягаемые формы глагола.

 

Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Основы и классы глаголов.

Инфинитив – особая форма глагола, не выражающая значения лица, времени, числа, рода и наклонения. Инфинитив не может выразить этих значений, так как он лишён специальной морфемы, выражающей эти значения. У инфинитива имеется собственный показатель, который трудно однозначно квалифицировать в морфологическом смысле. Это морфема –ть. Что такое –ть? В школе её определяют как окончание, это не вполне корректно, так как у этого окончания нет парадигмы. Квалифицировать эту морфему как суффикс тоже не очень корректно, так как любой суффикс имеет элементы лексического значения. Поэтому было принято решение именовать её словообразующим суффиксом.

Формообразующий суффикс –ть выступает с СРЯ в виде ряда морфов: -ти, -чь. Морф –ти самый древний, когда-то он был основным. –ть получился вследствие падения редуцированных. Морф –чь – это аппликативный морф. Он образовался вследствие наложения двух звуков: [г] и [т]. Звук [г] хорошо проявляется в настоящем времени.

*steregti -> стеречь – стерегу

В связи с особым характером –чь, он одновременно входит в состав корня и суффикса.

Морф –ти остается после ударения, -чь используется у глаголов особого сорта, но в литературных памятниках можно найти ныне не сохранившиеся формы:

Беда, коль сапоги начнет тачать сапожник, а пироги печи сапожник.

А в разговорной речи исчезновение –ти заходит иногда слишком далеко, образуются формы: несть, везть.

Если мы обратимся к лексикографической практике древних письменных языков, то обнаружим что в качестве начальной формы использовался глагол первого лица (в латыни). Так было и в первых русских словарях, в том числе и в первом академическом словаре. Как же получилось, что побочна форма глагола стала представителем всей глагольной парадигмы, оттеснив форму первого лица? Инфинитив вышел на основную позицию, так как он легко и однозначно образуется у всех глаголов. Исключения единичны, например трудно образовать инфинитив от глагола который используется в фразеологизме: мрут как мухи (мереть). Кроме того, инфинитив четко выражает семантику глагольного слова без каких-либо (семантических) лексических, грамматических оттенков значения.

Поскольку инфинитив – это бывшая именная форма, у него другой синтаксис, чем у личных форм. Если именная форма глагола – это непременно сказуемое, то инфинитив может быть чем угодно.

Жить – Родине служит.

Мы решили написать письмо президенту.

Марина предложила нам написать письмо патриарху.

Инфинитив может быть так же обстоятельством и??? определением (желание жить).

Две основы глаголов.

У всех частей речи для формообразования используется одна основа. У глаголов таких основ две. Первая основа называется основа инфинитива или основа прошедшего времени: от инфинитива отбрасывается –ть, которая не входит в основу. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, причастий прошедшего времени, деепричастия совершенного вида, сослагательного наклонения. Например:

Прочитать: прочитал, прочитавший, прочитанный, прочитав, прочитал бы.

Основы инфинитива и пр.вр. чаще всего совпадают, но у глаголов некоторых морфологических типов они могут быть разными. Например, глаголы с –ну-: сохнуть, сох.

У глаголов такого типа могут возникать вариантные формы, например причастий: сохший, сохнувший.

Вторая основа называется основой настоящего времени. Четче всего она проявляется у глаголов 3 лица множественного числа: любить – любят.

У глаголов некоторых типов в основе настоящего времени появляется особый суффикс.

Читать, читают (чита- j -ут)

Этот суффикс -j- называют суффиксом основы настоящего времени. Он входит в состав формообразовательных суффиксов (-ть, -j-, -л-, -вш-, -ее-, -ей).

От основы настоящего времени образуются: личные формы настоящего и будущего времени, действительные и страдательные причастия настоящего времени, деепричастия несовершенного вида и форма повелительного наклонения.

Любить, читать: люблю, читаю, любящий, читающий, любя, читая, любимый, читаемый, читай, люби.

Глагольные классы – это группы глаголов, объединенных особенностями словообразования. Классы устанавливаются по соотношению формы инфинитива и личной формы, чаще всего формы третьего лица мн.ч.

Оказывается, количество таких соотношений ограничено, и были выделены эти классы. Выделилось 5 продуктивных и, 5 непродуктивных и несколько мелких групп, а также глаголы с индивидуальными особенностями формообразования. Подробно представлены эти классы в грамматике-80.

Продуктивные классы – это классы в которые входят большое количество глаголов, а так же есть вероятность, что если возникает новый глагол, то он будет относится к одному из этих продуктивных классов (пиарить, юзать).

1. Глаголы с инфинитивом на –ать, и формой 3 лица на –ают. Продуктивность этого класса поддерживается суффиксом???

2. Глаголы с инфинитивом на –еть (-еют). Продуктивность этого класса поддерживается обилием и актуальностью глаголов, обозначающих состояние (зеленеть, глупеть, толстеть).

3. Глаголы с инфинитивом на –ова-, -ева-, с формой 3 лица –уют, -юют (горевать, ночевать, пировать). Продуктивность этих глаголов поддерживается актуальностью семантики итеративности в русском языке (повторение). С этим продуктивным классом связана такая орфографическая коллизия: например, почему горевать, а не горивать, затрагивать, а не затрагевать. В суффиксах пишется –ева, если в 3 лице заменяется на –уют, -ива, если не заменяется.

4. Глаголы, которые в инфинитиве - нуть, продуктивность поддерживается активностью суффикса однократного действия -ну- (глотнуть, заснуть).

5. Все глаголы 2 спряжения с инфинитивом на –ить.

Непродуктивные классы включают в себя такие глаголы, которые целесообразно представлять в школьном преподавании отдельно, особо указывая их формальные особенности. Например, глаголы типа кричать, имеют ударные личные окончания и относятся ко второму спряжению, в то время как большинство глаголов на –ать- имеют безударное окончание и относятся к первому спряжению.

К непродуктивным классам относятся глаголы-исключения: 4 на -ать- и 7 на -еть.

К числу глаголов непродуктивных классов относятся глаголы в которых наблюдается историческое чередование. Поскольку некоторые такие глаголы могут образовываться по продуктивной и непродуктивной модели одновременно, то их называют изобилующими.

Махать – махают, машут.

Мурлыкать – мурлыкает, мурлычет.

Метать – метает, мечет.

Выделяют так же ряд глаголов с индивидуальными особенностями. Это глаголы либо с особенным историческим чередованием, либо глаголы с одной гласной в корне.

Занять – займу, займут.

Бить, вить – бьют, вьют.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: