Оптимальный размер предприятия - это тот размер предприятия, тот масштаб производства, при котором достигаются наименьшие суммарные затраты.
Общие и специфические факторы действуют в тесной взаимосвязи, и при определении оптимального размера предприятия учитывается влияние той или иной совокупности факторов. При экономическом обосновании оптимальных размеров промышленных предприятий принимаются во внимания следующие условия:
1. общественная потребность в данном виде промышленной продукции;
2. обеспечения выполнения требований НТП;
3. повышение эффективности капитальных вложений;
4. наиболее полное использование всех имеющихся ресурсов, снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности продукции;
Организационные и экономические границы эффективного хозяйственного управления предприятиями.
Минимальный размер производства, а значит и предприятия определяется по порогу безубыточности, то есть когда производство осуществляется без убытков.
Максимальный размер также должен быть безубыточным. На линии кривой суммарных затрат минимальный и максимальный размеры находятся на одном уровне затрат. Предприятие может функционировать только в границах минимального и максимального размера. Это и называется границей оптимальности, а оптимальный размер предприятия, разумеется, находится между минимальным и максимальным. При этом любое отклонение, как к минимальному, так и к максимальному размеру - это потеря для предприятия, отрасли и национальной экономики в целом.
Оптимальные, минимальные, максимальные размеры, границы оптимальности будут разными в разных отраслях перерабатывающей промышленности. Для промышленных предприятий важное значение имеет и характер сырьевой зоны и района потребления с точки зрения плотности заготовки и плотности потребления.
Конкуренция, ее сущность, виды и роль в экономике.
Сущность конкуренции.
Конкуренция – это экономическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за более выгодные условия производства, продажи, покупки товаров.
Закон конкуренции как один из основных законов рынка основывается на разности между стоимостью товара и издержками по его производству и на взаимоотношении «продавать товар по цене ниже его стоимости, имея при этом доход», т. е. Это борьба за экономическое выживание и процветание.
Сущность конкуренции, которая означает широкое рассредоточение экономической власти внутри двух главных совокупностей экономики (домохозяйства и предприниматели) означает следующее:
· На рынке имеется такое большое число продавцов, при котором каждый из них обеспечивает незначительную долю общего объема предложения, а следовательно, он не в состоянии воздействовать на цены товаров.
· Наличие на рынке большого числа покупателей.
Функции конкуренции:
· Это единственное возможное средство достижения сбалансированности между спросом и предложением, а в конечном итоге – между общественным производством и потребностями.
· Согласование интересов производителей. Посредством рыночного механизма конкуренция направляет индивидуальные интересы в рамках общественных.
· Конкуренция стимулирует снижение индивидуальных производственных затрат.
· Конкуренция стимулирует повышение качества продукции.
· Конкуренция формирует рыночную цену.
3.2. Виды конкуренции.
1) Совершенная конкуренция — состояние рынка, при котором имеется большое число покупателей и продавцов, которые являются производителями, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
2) Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Формами несовершенной конкуренции являются монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, олигопсония и монопсония. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.
Формы конкуренции:
· Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между производителями определенной отрасли. Она охватывает условия производства, рынки сбыта, затраты производства и т. д. Такая форма конкуренции способствует обновлению производственного аппарата.
· Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями и фирмами различных отраслей. Объектом такой конкуренции выступает более высокая норма прибыли в той или иной отрасли. Отсюда вытекает борьба за более выгодное вложение капитала. Она способствует межотраслевому переливу капиталов и перемещению ресурсов в более эффективные отрасли и сферы производства.
· Международная конкуренция – конкуренция производителей на мировом рынке. Включает элементы внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Она способствует сбалансированному развитию мирового рынка, а отсюда – переливу капитала не только между сферами производства, но и разными странами.
· Видовая конкуренция – конкуренция товаров одного вида и одного назначения, но отличающихся по некоторым важным характеристикам.
· Предметная конкуренция – конкуренция идентичных товаров, различающихся по качеству, срокам гарантии и имеющих незначительные, но привлекательные для покупателя отличия.
Формы 1, 2 и 3 являются основными формами конкуренции.