Рассмотрим вопрос самообразования в случае, когда педагоги имеют систематический доступ к компьютерной технике и интернету. Идеальный вариант – если у педагога есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к интернет.
1. Педагог может иметь компьютер у себя дома. Подключение к интернету становится доступным для большинства пользователей.
2. Педагог может посещать небольшой компьютерный центр в школе.
3. Педагог может периодически посещать компьютерные центры общественного доступа, организованные общественными фондами.
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации.
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами.
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой.
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе.
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы педагога в процессе самообразования.
Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Каковы новые возможности?
С появлением в работе педагога компьютера и интернета значительно повышаются возможности педагогического самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Не будем забывать, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». Какие новые способы самореализации открываются перед педагогом при условии использования компьютера и Интернета?
• Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме
• Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
• Создание главы или страницы электронного учебника.
• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
• Создание сборника предметных кроссвордов.
• Разработка комплекта тематических занятий, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
• Разработка пакета итогового и тестируемого материала для подготовки учащегося к зачету.
• Разработка проекта организации и занятий воспитательной работы.
• Пакет административной документации педагога.
• База данных методик обучения.
• Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).
• Проект личной методической веб-страницы.
• Проект веб-страницы педагогического коллектива.
• Проект веб-страницы образовательного учреждения.
• База данных вопросов и задач по предмету, по главам.
• Пакет психолого-педагогических материалов для педагога.
• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала имеется у педагога, и не имеет выхода на широкую педагогическую общественность. Возможность разместить свой материал в интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.