«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир А Дистервег
Если процесс образования:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
…то речь идет о самообразовании.
Что же это такое – самообразование? В педагогике самообразование рассматривается в двух значениях - в узком и в широком.
В узком смысле самообразование — это самообучение или самонаучение. Самообучение можно определить как процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Для его реализации большое значение имеют умения учиться, которые проявляются, прежде всего, в использовании приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, приемов запоминания и т.д.). К ним относятся и умения организовать свое время (определить, что требует первоочередного выполнения, спланировать и проконтролировать свою учебу на протяжении дня, семестра), и умения находить необходимую информацию, правильно ее обрабатывать.
|
|
В широком смысле понятие “самообразование” рассматривается как “самосозидание”, то есть создание самого себя как личности, самосовершенствование. В данном случае самообразование выступает как механизм личностного развития и профессионального роста человека. В этом смысле самообразование ценно не столько как процесс самостоятельного “набирания знаний”, сколько как путь постижения культуры, определенный и выбранный самим человеком, свободного, субъектного движения в области знаний. Основанное на собственной потребности образование способствует развитию интеллекта, духовности человека значительно эффективнее, чем в процессе его учения по необходимости, под влиянием внешних факторов. В дальнейшем, говоря о самообразовании, мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования.
Под самообразованием понимается познавательная деятельность человека, направленная на преобразование им своих физических сил, душевных и социальных качеств, в основе которой лежит непосредственный личный интерес человека в соответствии с его представлениями о социально одобряемом образце личности. Самообразование как целеустремленная самостоятельная деятельность человека по личностному самосовершенствованию включает в себя два относительно самостоятельных процесса - самообучение и самовоспитание.
|
|
Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Цель самообразования – поступательное развитие собственной личности, рост профессионального мастерства.
Система самообразования современного учителя является эффективной, если характеризуется следующими признаками:
1. Самообразовательная деятельность имеет концептуальное обоснование, осуществляется как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование учителем себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, способами творческой педагогической деятельности.
2. Разработана система научно-методического обеспечения, моделирующая самообразовательную деятельность учителя, особенностями которой являются сочетание структурных (цель, содержание, формы, методы) и функциональных (диагностический, когнитивный, мотивационный, организационный, коммуникативный) компонентов; система самообразования наполнена личностно значимым содержанием, способным порождать личностные смыслы профессии и жизни; регулируется принципами ценностно-смыслового подхода, профессионализма, индивидуализации, субъектности.
3. Реализованы педагогические условия (конструирование самообразовательной программы, моделирующей профессиональную деятельность учителя; реализация ценностно-смысловых механизмов личностно-профессионального роста учителя; педагогическая рефлексия при включении учителя в самостоятельную профессионально-творческую деятельность), которые обеспечивают эффективное функционирование и развитие данной системы.
4. Осуществляется педагогическая поддержка учителей в реализации ими индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития на основе принципов осознанной перспективы, гибкости системы самообразования, личностного подхода.
5. Научно-методическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе с активным участием учителей создает условия, стимулирующие их личностно-профессиональный рост.