У вас должно быть готово несколько вопросов на тот случай, если
вам предложат их задать.
Вопросы должны показать, что вы заинтересованы и много знаете о компании. Задавая умные и хорошо обдуманные вопросы, вы убеждаете работодателя, что у вас вполне серьезные намерения и вам нужно больше ин-
формации. Кроме того, продуманные вопросы доказывают, что вы хорошо
подготовились к интервью.
Постарайтесь не задавать вопросы, ответы на которые вы можете
найти в открытых источниках о компании.
Примеры вопросов, которые вы можете задать во время интервью:
Каковы текущие задачи бизнеса и особенности корпоративной
культуры компании.
· Главные должностные обязанности и задачи позиции (вам нужно
узнать, какие обязанности возлагаются на сотрудника этой позиции, чтобы
сопоставить свои интересы и профессиональные качества с тем, что на са-
мом деле требуется).
· Специальные требования к должности (сертификаты, язык, знание
специальных программ).
· Какие качества и навыки требуются для данной вакансии (если вы
ими обладаете, нужно убедить интервьюера, что ваши навыки и способности относятся непосредственно к этим характеристикам).
|
|
· Основные трудности и проблемы в достижении целей на этой работе.
· Причина увольнения предыдущего работника с этой должности.
· Как часто меняются люди на этой должности?
· Непосредственный руководитель (ФИО, должность).
· Как происходит продвижение по служебной лестнице? (Каждая
компания проводит индивидуальную политику продвижения по службе,
поэтому важно узнать о политике данной компании, чтобы сопоставить ее
с вашими целями. Кроме того, вы можете задать вопрос о периодических
оценках вашей деятельности.)
· В каком месте вы будете работать и часто ли придется ездить в
командировки? (Если у вас есть какие-либо ограничения – самое время узнать, чего стоит ожидать, занявшему эту должность.)
· Практикуется ли горизонтальная карьера в компании?
· Сколько длится испытательный срок?
· Перспективы и программы поддержки карьерного роста, есть ли
курсы повышения квалификации?
· Приняты ли в компании переработки (оплачиваемые или нет), существует ли система штрафов?
Задавая вопросы, следите за реакцией: если собеседнику не комфортно отвечать, не «давите» на него, но сделайте выводы. Если он принял
закрытую позу (сложенные руки и перекрещенные ноги), значит, человек
напряжен и недоволен вашими вопросами. Переключитесь на какую-то позитивную тему, например, похвалите компанию или офис, смягчите тон,
снимите напряжение шуткой.
И пока он не изменит позу и не расслабится, знайте –
что-то не так!
Другими признаками недовольства и ухудшения контакта являются:
|
|
изменение позы после неудобного вопроса, отведение в сторону глаз при разговоре, прикрытие рта рукой, невербальные жесты: касание кончика носа, мочки уха или потирание бровей или глаз, если это не является его привычкой; нахмуривание (движение) бровей с одновременным взглядом вниз; «першение» в горле, покашливание; мгновенное изменение размера зрачков (чаще – сужение); возникновение определенной агрессии в поведении, недовольные
замечания или высказывания в ваш адрес.
В современной ситуации экономического спада положение компании, в которую вас пригласили на собеседование, может быть неустойчивым, но по разным причинам вам об этом не сообщат. Постарайтесь иметь
это в виду и сделайте выводы из контекста переговоров.
На собеседовании не доводите собеседника до агрессии своей активностью – в конце концов, это он ведет интервью, так что удовлетворитесь
тем объемом информации, который он готов сообщить. Это очень полезное знание – насколько компания готова говорить о себе, настолько она
будет склонна к открытости и сотрудничеству с вами, если контракт со-
стоится.
Контрольные вопросы:
2. Какую информацию нужно узнать о компании, прежде чем отправиться на собеседование?
3. Перечислите варианты собеседования
4. Какие вопросы рекомендуется задать потенциальному работодателю при собеседовании?
5. Ответы, на какие вопросы вызвали у вас наибольшее затруднение? Почему?
Тема 1.4 Профессиональная адаптация
Понятие «адаптация». Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте.
Планирование и реализация профессиональной карьеры.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Объявление темы и цели занятия.
III. Проверка домашнего задания:
Объяснение нового материала.
Адаптация сотрудника на новом рабочем месте
Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
· Человек сталкивается с адаптацией с самого детства. Первая ступень — детский сад, затем школа, далее профессиональное образование и, наконец, трудоустройство. Однако в более раннем возрасте трудности новых знакомств и поиски наилучших отношений с новыми людьми проходят легче. Но чем старше становится человек, тем труднее ему найти общий язык в новом коллективе.
· Социальные психологи считают, что взрослый человек адаптируется не менее 3х месяцев (для сравнения, у детей этот период сокращается до 1—2 недель.)
· Для любого человека новое место работы – это своеобразный стресс, почему? Во-первых, приходится привыкать к новым правилам, во-вторых, знакомиться и привыкать к ранее незнакомым людям, в-третьих, изучать нормы и правила поведения компании.
Адаптация на новом рабочем месте является одним из важнейших испытаний для тех, кто решил сменить место работы или ищет её впервые. Каждый по-разному переносит адаптационный период: кто-то легко включается в новую деятельность, для кого-то это время большого напряжения. Успешность прохождения адаптационного периода зависит от психологических особенностей личности, от отношения новых коллег, от условий труда, интенсивности нагрузок и других факторов.
Адаптация на новом месте работы – это процесс привыкания работника к условиям труда и новым функциональным обязанностям, изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
Учитывая, что для любого человека, даже для многоопытного профессионала, адаптация на новом рабочем месте — это всегда стрессовая ситуация, для вчерашних выпускников она связана с полной сменой образа жизни, режима дня, уровня требований и ответственности. Поэтому степень актуальности и значимости данного этапа в жизни молодого человека возрастает. К чему же адаптироваться на новом месте работы?
|
|
АДАПТАЦИЯ:
1) должностные обязанности
2) правила внутреннего распорядка
3) организационная культура (нормы и традиции в организации)
4) структура подчинения
5) техника безопасности
6) требования к внешнему виду
7) местонахождение личного плана (столовая, туалеты, место отдыха)
8) коллектив (отношение коллег)
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РАБОТЫ
Обычно адаптация на новом месте работы выглядит следующим образом:
- Руководитель или начальник отдела представляет нового сотрудника коллективу, назвав поименно и по должности тот круг коллег, с которыми новичок будет работать непосредственно или соседствовать.
- Выдача для ознакомления должностных инструкций, внутренних правил компании и регламентов.
- Предоставление новичкам простейших рабочих заданий, чаще всего как помощь в работе другому более опытному сотруднику.
- Период неоплачиваемой стажировки или испытательный срок тоже являются частью адаптации работника.