Основные понятия и тезисы

В данной теме рассматриваются сущность и виды цен, ценовая политика, методы прогнозирования цен, зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен.

38


Цена является экономической категорией исторического характера. Она представляет собой денежное выражение стоимости товара. Однако в любом товарном производстве цены отклоняются от стоимости.

Цена играет важную роль в экономике. На микроуровне она является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. На макроуровне цена формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях. Цена выполняет ряд функций: планово-учетную, регулирующую, распределительную и перераспределительную, балансирующую и информационную.

Исходя из экономических особенностей продукции и характера ее обращения, цены подразделяются на оптовые (отпускные), закупочные, цены на продукцию строительства, розничные цены и тарифы на услуги.

По способу установления цены подразделяются н а свободные (договорные) и регулируемые.

В условиях становления рыночных отношений цена складывается под влиянием рынка и государства. К факторам, влияющим на цены в этих условиях, относятся: издержки производства и обращения; соотношение спроса и предложения; конкуренция; качество и полезность продукции; внешнеэкономические факторы (соглашения по таможенной политике, ценам и тарифам и т.д.); состояние денежного обращения (увеличение массы денег вызывает рост цен); государственное регулирование цен.

Нижнюю границу цены, как правило, формируют издержки производства. Каждый предприниматель стремится в первую очередь возместить собственные затраты на производство и реализацию продукции.

Цепы различаются по структурным элементам, входящим в их состав, по удельному весу этих элементов в общей величине цены. Главные элементы цены: издержки производства и обращения, прибыль, налоги и отчисления, оптовые и торговые надбавки и скидки. Набор элементов зависит от вида цеп.

Ценовая политика должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цеп и их частичного государственного регулирования.

На современном этапе возникает необходимость применения эффективных методов управления ценообразованием, повышается значение научного предвидения и анализа возможных вариантов системы цен.

При прогнозировании цен и их изменения применяются разнообразные методы. Широкое распространение получили методы экспертных оценок: интервью, анкетирование, "комиссий", "мозго-

39


вой атаки", "Дельфи" и др. Применяются параметрические модели и методы прогнозирования. Основу параметрических методов прогнозирования затрат и цен составляют количественные зависимости между ценами (затратами) и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда. Параметрический ряд — это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.

Во многих странах мира применяется балловый метод. По балловому методу цены формируются на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделий для потребителей. Его целесообразно применять в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров, характеризующих качество изделия, которые не поддаются количественному соизмерению. К ним относятся удобство изделия, дизайн, экономичность, эстетические свойства, противопожарность, запах, вкус, цвет, модность и др. Каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых носит своего рода интегральную оценку технико-экономического уровня изделия. Умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла изделия-эталона определяется ориентировочная цена нового изделия. Средняя стоимостная оценка одного балла рассчитывается путем деления цены базового изделия-эталона на сумму его баллов. Балловый метод широко используется при изучении конъюнктуры рынка и оценке конкурентоспособности продукции.

Индексный метод. В формирующейся новой экономической среде, где основным регулятором является рынок, особое значение приобретает прогнозирование индексов цен.

Индекс цен — это показатель, отражающий движение цен. Рассчитываются индексы потребительских цен, оптовых цен и индекс цен (дефлятор) ВВП. Индекс цен обычно выражается в процентах.

Учитывая, что издержки и цены на продукцию в современных условиях подвержены резким изменениям в связи с ростом цен на энергоносители, сырьевые ресурсы, инфляционными и другими процессами, целесообразно прогнозировать себестоимость продукции (цены) индексным методом. На основе данных о структуре затрат по элементам и индексов изменения отдельных затрат определяется общее изменение себестоимости продукции (цен) в прогнозном периоде.

В мировой практике широко применяется метод определения цен на основе издержек производства. Прибыль в цене определяется по средней сложившейся на предприятии рентабельности продукции или по устамевленному нормативу рентабельности. Данный метод позволяет определить предел цены, ниже которого фирма может устанав-

40


ливать цену только в исключительных случаях и на определенный срок, например при реализации субъектом хозяйствования стратегии проникновения на рынок или удержания большей доли рынка.

В рыночных условиях, как правило, цена товара формируется с учетом спроса на товар: Уровень цены на товар ставится в зависимость от изменения спроса на него. При определении цен на основе спроса производственные затраты рассматриваются лишь как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью или нет.   .

Иногда цены на товары определяются производителем исходя исключительно из конкуренции, т.е. устанавливаются чуть выше или чуть ниже уровня цен на товары ближайшего или крупнейшего конкурента. Этот метод используется на тех рынках, где продаются однородные товары.

Широкое распространение получил метод формирования цен с ориентацией на издержки, спрос и конкуренцию. Он предполагает проработку различных комбинаций "цена — объем продаж" с учетом конкурентных факторов. Выбирается та комбинация, которая обеспечивает максимальную прибыль и вписывается в систему рыночных цен.

В развитых странах с рыночной экономикой выработаны общие принципы и методы формирования цен. Государственные органы берут на себя функции установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение, а также регулирования цен и осуществления контроля за ними. Доля контролируемых цеп на продукцию и услуги в разных странах колеблется от 10 до 30 %.

Государственное регулирование цен осуществляется для того, чтобы не допустить монополизма производителей, резкого роста цен на сырье-вые и топливно-энергетические ресурсы, товары первой необходимости, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение научно-технического прогресса.

Меры воздействия на производителей со стороны государства
применяются как прямые (путем установления определенных правил
ценообразования), так и косвенные (через такие экономические рыча
ги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложе
ние и др.).                           

Во многих странах создана правовая основа государственного регулирования цен в виде законов, указов, постановлений. Налажена систематическая, общедоступная публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти данные используются при регулировании уровня доходов и их индексации.

На методы государственного регулирования цеп оказывают влияние национальные особенности, наличие сырьевых ресурсов, политические факторы, место страны в мировом разделении труда.

41











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: