Развитие «Вимм-билль-данн»

КЕЙС «КОМПАНИЯ,,ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН,,»

Введение

Компания «Вимм-Билль-Данн» – лидер рынка молочных продуктов и детского питания в России и один из ведущих игроков рынка безалкогольных напитков в России и странах СНГ. «Вимм-Билль-Данн» принадлежит более 35-ти перерабатывающих заводов в России, на Украине и в Центральной Азии. На этих предприятиях и в торговых филиалах работают в общей сложности более 18 тыс. человек.

Наиболее узнаваемые бренды: «Домик в деревне», «Чудо», «Весёлый молочник», Bio-Max, Imunele и «Ламбер». «Вимм-Билль-Данну» принадлежит самый известный российский соковый бренд – J7 и не менее популярные марки «Любимый сад», «Чудо-ягода», «Ессентуки». Марка «Агуша» – самый узнаваемый в России бренд детского питания.

Миссия компании: «Вимм-Билль-Данн» помогает людям, радуя их каждый день вкусными и полезными для здоровья всей семьи продуктами питания.

Развитие «Вимм-билль-данн»

Шел 1992 год. Время, когда в стране все еще царила неразбериха, но во всем этом хаосе многие люди умудрялись находить новые возможности и использовать их. Кто-то честно, а кто-то – нет. Сергей Пластинин относится к первым. По дороге домой оптовый торговец мебелью и бытовой химией объезжал магазины в поисках сока: у него только что родилась дочь, и кормящей маме требовались витамины. На полупустых прилавках нашелся лишь сухой концентрат. Сергей развел порошок водой и понял, что напал на золотую жилу –напиток оказался в шесть раз дешевле готового сока. На следующий день вместе с партнером Михаилом Дубининым они решили заняться производством таких соков.

Бизнесмены взяли в Сбербанке кредит на $50 тыс., арендовали линию на Лианозовском молочном комбинате, купили у «Тетра Пак» упаковку, а у немецкой фирмы – сырье. И к концу года выпустили первый пакет сока «Вимм-Билль-Данн».

Название родилось играючи. Интуиция подсказывала, что лучше ему быть иностранным: импортный продукт вызывал у советских граждан больше доверия. Поигрывая словами «Уимблдон – Вим-бил-дон», Пластинин с Дубининым остановились на знакомой нам всем комбинации – Wimm-Bill-Dann. «Название должно звучать необычно. Пусть даже непонятно, главное – чтоб цепляло», – говорит сегодня Сергей Пластинин, сорокалетний российский миллиардер из списка Forbes. Зверёк в поварском колпаке, изображённый на товарном знаке «Вимм-Билль-Данна», по словам его создателя, художника Андрея Сечина, не имел реального прототипа.

1992 год: «Вимм-Билль-Данн» впервые в России выпустил соки в пакетах. В то время никто в стране не разливал соки в пакеты. Импортных соков в современной упаковке в продаже тоже практически не было. В магазинах попадался, причем довольно редко, отечественный товар в трехлитровых стеклянных банках с пыльными жестяными крышками. Поэтому таким событием стало появление в Москве первых соков в ярких разноцветных пакетах с «иностранной» надписью «Вимм-Билль-Данн».

1993 год: «Вимм-Билль-Данн» впервые в России начал производство йогуртов. Сейчас в это трудно поверить, но в то время отечественный потребитель даже слова такого не знал. С появлением нового товара возникла и новая тема для обсуждения на страницах газет: «йогурт» – это сладкий кефир или теплое мороженое?

1994 год: «Вимм-Билль-Данн» создал первый российский соковый бренд – J7. До этого на пищевом рынке России не было брендов. На трехлитровых банках советского образца писали просто и строго: «Яблочный сок», «Томатный сок». Название первой торговой марки «Вимм-Билль-Данн» происходило от английского “7 juices” – «7 соков». На самом деле сначала соков J7 было всего три. Но молодая компания вынашивала честолюбивые замыслы – довести ассортимент до семи позиций.

1997 год: «Вимм-Билль-Данн» начал выпуск высококачественных традиционных молочных продуктов под маркой «Домик в деревне».

1998 год: Августовский кризис 1998 года компания Сергея Пластинина пережила относительно спокойно. К тому времени в моду в стране снова вошли отечественные продукты, и «Вимм-Билль-Данн» удачно заявил о своем российском происхождении. Он первым в мире начал индустриальное производство ягодных морсов по старинным русским рецептам. Бренд «Чудо-ягода» до сих пор остается уникальным, ведь только эти морсы делаются из свежих ягод.

«Вимм-Билль-Данн» впервые в России начал производство брендированных йогуртов – под маркой «Чудо». «Вимм-Билль-Данн» перешагнул границы Московского региона, приобретя комбинат «Сибирское молоко» в Новосибирске. Это стало началом стремительной региональной экспансии холдинга. В течение нескольких лет были приобретены молочные заводы в Нижнем Новгороде, Владивостоке, Уфе, Краснодарском крае.

1999 год: «Вимм-Билль-Данн» запустил в производство биокефир Bio-Max. Марка Bio-Max – это первая в России специализированная марка обогащенных молочных продуктов. Холдинг начал выпуск соков и нектаров под маркой «Любимый сад».

«Вимм-Билль-Данн» начал реализацию программы «Молочные реки». Компания на выгодных условиях предоставляет в лизинг фермерским хозяйствам современное доильное и холодильное оборудование, обеспечивая свои молочные заводы сырым молоком высокого качества.

2000 год: «Вимм-Билль-Данн» начал выпуск молочных продуктов под маркой «Веселый молочник».

2001 год: «Вимм-Билль-Данн» первым в России создал соково-молочный напиток – «Мажитэль», а также зарегистрировал первый отечественный бренд молочного детского питания – «Агуша».

Была сформирована управляющая компания ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания». В ее задачи и по сей день входит руководство предприятиями, контроль над их работой, определение стратегических направлений их деятельности.

Компания получила международный сертификат соответствия стандарту British Retailer Consortium (BRC), который признается всеми торговыми сетями в странах ЕС.

2002 год: «Вимм-Билль-Данн» стал первой отечественной пищевой компанией, разместившей свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Акции были включены в котировки NYSE под символом «WBD». Разбалансированность роста «Вимм-Билль-Данн» началась сразу после его выхода на Нью-Йоркскую биржу. Хотя само по себе это оказалось знаковым событием не только для холдинга, но и для российского бизнеса в целом. Это свидетельствовало о том, что иностранные инвесторы устали от однообразия вложений исключительно в российский ТЭК и готовы присматриваться к другим отраслям нашей экономики и оценивать их потенциал. Кроме того, готовясь к выходу на биржу, «Вимм-Билль-Данн» превратился в одну из немногих на тот момент прозрачных отечественных компаний, став в глазах зарубежных наблюдателей символом оцивилизовывания российского бизнеса.

Именно выход на Нью-Йоркскую биржу положил начало активной скупке «Вимм-Билль-Данн» региональных активов. Компания должна была демонстрировать рынку рост, а экстенсивный путь развития – наиболее простое и быстрое средство для этого.

2003 год: «Вимм-Билль-Данн» начал выпуск «Ламбера» – первого отечественного сыра, успешно конкурирующего на рынке с европейскими сырами. «Ламбер» производится на заводе в Рубцовске Алтайского края.

«Вимм-Билль-Данн» купил завод минеральных вод, разливающий знаменитые «Ессентуки».

В этот год собственники «Вимм-Билль-Данн» намеривались осуществить продажу холдинга транснациональной корпорации Danone. Но сделка по каким-то причинам сорвалась. И компании «Вимм-Билль-Данн» пришлось самой справляться с проблемами, с которыми сталкивается любая бурно растущая организация.

2004 год: К началу 2004 года на рынок соков вышли другие производите-ли, и каждый предлагал целую линейку соков соответственно ценовым сегментам, проводил агрессивные рекламные кампании, играл новыми типами упаковок. «Вимм-Билль-Данн» отстал в обновлении имиджа марки и упаковки, недостаточно корректно позиционировал марку сока нижнего ценового сегмента, из-за чего в 2004 году потерял лидерство. Попытка выправить положение за счет упорядочения дистрибуции результата не дала. «Вимм-Билль-Данн» хотел «спрямить» свои сбытовые потоки: часто дистрибуцией соков занимались дублирующие друг друга структуры, и было решено сократить их число в крупных городах до пяти-шести, а в небольших точках – до одного-двух. Но по ходу реорганизации сбыта присутствие на полках соковой продукции «Вимм-Билль-Данн» снизилось. В результате рост продаж в 2004 году по первому полугодию составил всего 5,4 % – это в несколько раз меньше, чем у лидера рынка «Лебедянского».

2005 год: чистая прибыль компании «Вимм-Билль-Данн» по итогам первого полугодия 2005 года упала на 35,7 % по сравнению с аналогичным периодом2004 года и опустилась до 8,3 млн. В первом квартале этот показатель был еще хуже – 45,3 %. В самом «Вимм-Билль-Данн» объясняли падение прибыли ростом цен на сырье. Действительно, это беда всей отрасли, так же как удорожание транспортировки продукции из-за повышения цен на бензин. Специфика молочной отрасли такова, что производство должно быть максимально приближено к потребителям и источникам сырья. Тем не менее, ситуация с чистой прибылью «Вимм-Билль-Данн» – это отголосок решений прежних лет, приведших к переинвестированию.

Производственные мощности, которыми располагал холдинг, использовались не полностью. Да и в самом холдинге признают, что в нескольких регионах новые производственные линии были загружены лишь на 30 %. Это оборудование для производства разного рода инновационной высокомаржинальной продукции. Эти линии компания загрузила только в 2007 году, когда «Вимм-Билль-Данн» первым в России вывел на рынок функциональные молочные продукты (кисломолочные напитки и йогурты Beauty), специально предназначенные для поддержания красоты. В компании несколько переоценили скорость, с какой будет расти спрос на нетрадиционные молочные продукты в провинции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: