Каким должен быть ведущий авторской программы?

КОНСПЕКТ

Работу выполнила
Дарья Калинина, группа 5301-420304D


Ведущий как особая профессия

Профессионализм ведущего заключается в том, что он становится узнаваемым и при этом востребованным аудиторией. Человек на экране должен уметь предъявить себя таким, какой он есть.

Профессиональный ведущий должен не просто предъявить себя зрителю, но предъявить себя так, как он считает нужным. При этом, естественно, надо учитывать страну, в которой мы живем, аудиторию, для которой мы работаем, жанр программы и даже модные тенденции, которые касаются не только стиля одежды, но и времени в целом.

На что обращают внимание профессионалы? Прежде всего на индивидуальность, на знания и желание работать. Это идеальная формула. Смотрят и на внешность. Эпитет «красивая внешность» меньше подходит к телевидению, чем эпитет «интересная внешность».

Публичность - профессиональный атрибут не только телевизионных ведущих, но и политиков, артистов. Вы не имеете права вести себя как обычный человек, став публичным. Вы не можете появляться на людях пьяным и посещать заведения с плохой репутацией. В некотором смысле вы себе уже не принадлежите.

Капризы ведущих.

Эфир - огромный стресс. Тот ведущий, который не волнуется перед эфиром, никогда не станет профессионалом. Познер сформулировал это ощущение очень точно - «страшно и весело».

Дело в том, что зритель почувствует доверие к ведущему только в том случае, если тот увидит через камеру своего зрителя. Каждого в отдельности и всех вместе. В этот момент ощущение невероятного возбуждения и невероятной ответственности за каждое слово.

Иногда перед эфиром ведущий никого не способен замечать и ни на что не может реагировать. Нельзя на него обижаться. Это нормально. В ответ на заботу и понимание хороший ведущий постарается сделать все, чтобы зритель не переключал канал. Надо понимать, что капризы ведущих делятся на капризы как таковые (и это надо пресекать) и на капризы, которые имеют отношение к профессии. К ним надо относиться серьезно и внимательно, потому что работа на общий успех - непременное условие профессиональной работы.

Принципы общения творческой группы и руководителя телекомпании с ведущим программы, который уже приобрел статус звезды.

Надо разделять требования ведущего, которые действительно правомерны для выполнения им своей профессиональной задачи, и капризы ведущего, которые совсем не обязательно выполнять, а иногда даже надо поставить человека на место. Нельзя позволять ведущему красить волосы как ему хочется и выходить в эфир в любимой маечке, если это противоречит стилю программы. При этом надо учитывать вкус ведущего и кардинально не менять привычный ему собственный образ.

Четкое выполнение всех производственных и технологических требований отличает настоящую звезду от капризных и амбициозных полузвезд, хвастунов и зазнаек. Наказывать за нарушение дисциплины можно и нужно, даже если сладким голосом ваша прима будет объяснять, что ей надо было выспаться перед ответственным эфиром. Никому и никогда нельзя позволять в одиночку решать, что можно и что нельзя. Это разрушает командный стиль работы на телевидении. Особые условия? Да. Нарушение договоренностей? Нет. Нельзя критиковать ведущего во время эфира. Если же в этом есть необходимость, надо делать это очень осторожно и корректно, через комплимент: «Все хорошо, молодец, но обрати внимание на...».

Прямой эфир и видеозапись.

Многие профессионалы уверены, что настоящее телевидение - это прямой эфир. Телевидение становится событием, если человек, глядя на экран, ощущает, что все то, что он видит, происходит именно сейчас, в данный момент. Все подлинно и неповторимо.

Телевидение сродни рентгену. Очень трудно что-либо скрыть, утаить, спрятать. Обман, фальшь, недоработка видны как на ладони. Видеозапись облегчает задачу, дает право на ошибку. От этого многие расслабляются. Прямой эфир заставляет людей напрячься, дает замечательное чувство полной естественности и правды: «Я сейчас общаюсь с вами, и никто не может мне помешать. Никто не может прекратить наше общение. Именно в этот момент, именно в этот день, именно в этом городе, именно в этой стране». Видеозапись можно использовать для создания тех программ, где нет прямой связи с днем выхода в эфир.

Интонация.

Надо всегда помнить, что телевизор стоит у людей в спальне, в гостиной или на кухне. Наши зрители заняты воспитанием детей, разговорами по телефону, приготовлением ужина. В этот момент у них работает телевизор, и первое, что привлекает или раздражает, - это интонация ведущего.

Интонация ведущего должна соответствовать:

- личности ведущего;

- теме программы;

- менталитету его зрителей;

- времени выхода в эфир;

- общему стилю канала-вещателя.

Не стремитесь с экрана говорить так, как вы говорите в обычной жизни. Иногда это даже вредит. Подбирайте свою интонацию с учетом общего стиля канала.

Телесуфлер.

Общение напрямую со зрителем без телесуфлера и общение со зрителем через телесуфлер - разные вещи. Зритель это чувствует по тому, как бегают глаза ведущего, по тому, что он больше занят самим процессом чтения, чем процессом сообщения зрителю о событиях.

Многие профессиональные ведущие федеральных каналов имеют свои секреты, как работать с телесуфлером. Вот некоторые из них:

- Не читать все подряд, а делать паузы, как будто подбирая следующие слова или вспоминая их.

- Мысленно переставлять в голове те фразы, которые выдает телесуфлер. Речь становится более живой, и зритель чувствует, что ведущий понимает то, о чем говорит.

- Заводить на суфлер только имена, цифры и названия, то есть именно то, что трудно запомнить.

Главное - несколько раз внимательно прочитать текст перед эфиром и вдуматься в смысл каждой фразы. Тогда это будет не бездумное чтение вслух, а интонационно-верная передача важной информации зрителю.

Великая роль паузы.

Удивительно, но паузы имеют свое собственное содержание. Хуже всего, когда пауза становится паузой растерянности. Нелепо и комично выглядит ведущий, которому не включили объявленный сюжет, если он растерян, разозлен и совсем не знает, что ему делать. Такие моменты являются лучшим тестом на профпригодность, потому что другой ведущий в такой же ситуации поведет себя совсем иначе. Он будет общаться с нами, объяснять ситуацию и, доверяя своему зрителю, только выигрывает. Такая пауза становится паузой содержательной. Как ни странно, подобные моменты даже сближают ведущего со зрителем, потому что недосягаемый герой на экране вдруг оказывается человеком, у которого тоже могут быть проблемы, которые он не скрывает от своих зрителей и даже как бы обращается к ним за помощью и поддержкой.

Иногда паузу ведущий держит специально, особенно если эта пауза на самом деле не пауза как таковая, а вопрос. Это прекрасный прием, так как гость в студии ожидает каких-то словесных конструкций, вполне к ним готов. Отсутствие ожидаемого вопроса есть недоверие к ответу, сомнение в том, был ли ответ полным и искренним. Как будто ничего не происходит, но ведущий держит паузу и внимательно смотрит на собеседника, вместо того чтобы задать следующий вопрос. И тогда собеседник вынужден подробнее объяснить свою позицию.

Есть такое понятие - харизма. Суть его объяснять не надо, это все чувствуют. Харизма либо есть, либо ее нет. Быть другим и быть первым - это значит иметь огромный талант, огромное желание плюс немного везения в образе того продюсера, который вам поверит. Поэтому жестких законов, которым должен строго соответствовать ведущий (ведущая) утреннего или дневного канала, наверное, не существует.

Пожалуй, единственное, что является общим для различных ведущих различных каналов, - это светлый образ, настрой на хорошее. Утро должно быть добрым и бодрым. Совсем не обязательно вместе со зрителями делать зарядку и рассказывать анекдоты. Ведущий может быть вполне сдержан, молчалив, внимателен, корректен. Но он по определению не может быть мрачным.

У дневного эфира своя специфика. Ведущий дневного эфира, как и утреннего, вполне может позволить себе некоторую «болтовню», раскованность, улыбку, несерьезные вопросы, смех. Но время выхода программы в эфир - это не просто условность, это, скорее, условие. Условие, которое диктует свои правила.

Каким должен быть ведущий авторской программы?

Нельзя дать однозначного ответа, потому что это зависит от концепции и жанра программы. Сам имидж ведущего должен работать на тему программы. Если речь идет о спорте, то ведущий своим бодрым видом и отличной фигурой должен агитировать за здоровый образ жизни. Если о культуре, то вот он, ведущий, с которым хочется общаться и которого приятно слушать. Если о моде - соответствие обязательно. Здесь возможны самые яркие решения, прически, одежда. Все это так. И при этом есть одно самое главное требование к любому ведущему авторской программы: свою тему он должен знать не поверхностно, а глубоко и профессионально, то есть на уровне профессионалов этой области знаний. Поверхностность и игра недопустимы.

Авторская программа подразумевает, что ведущий не просто набрался некоторой наглости, чтобы выйти в эфир со своими собственными умозаключениями и поведать о них многотысячной аудитории, ему действительно есть что сказать и знает он на самом деле во много раз больше того, что говорит.

Интересно, что идея привлечения известных личностей для создания нового телевизионного авторского проекта оказалась заразительной и для провинции. Мы уже говорили в первой главе, что если человек появляется в качестве телевизионного ведущего, он обязан соответствовать всем требованиям этой профессии, оставаясь авторитетной и востребованной персоной. Вряд ли есть журналисты, которые не мечтали бы иметь авторскую программу. Программа приходит журналисту во сне или человек невольно начинает представлять себя на месте ведущих известных авторских программ, и в какой-то миг ему кажется, что он сделает все лучше, точнее, чем Андрей Малахов или Оксана Пушкина. Мечтать - нормально и даже хорошо. Тем не менее я хочу уберечь вас от страшного разочарования, когда вы, не дай Бог, провалитесь со своей авторской программой и ее уберут из эфира раньше, чем она запомнится зрителям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: