Глава 5. Ведущий как особая профессия

Конспект по книге Н.В. Зверевой «Школа регионального тележурналиста»

Глава 5. Ведущий как особая профессия

Еще раз о способностях

Каждый ли человек может выступать по телевидению так, чтобы зрители на него смотрели и слушали его? Понятно, что далеко не каждый. Но если мы посмотрим на тех телевизионных персон, которым это удается, то можно обнаружить: они настолько разные люди, что, кажется, между ними не может быть ничего общего.

Что объединяет всех этих людей? Вместе мы нашли ключевое слово. Это слово: «профессионализм».Профессионализм ведущего заключается в том, что он становится узнаваемым и при этом востребованным аудиторией. Человек на экране должен уметь предъявить себя таким, какой он есть.

Профессиональный ведущий должен не просто предъявить себя зрителю, но предъявить себя так, как он считает нужным. При этом, естественно, надо учитывать страну, в которой мы живем, аудиторию, для которой мы работаем, жанр программы и даже модные тенденции, которые касаются не только стиля одежды, но и времени в целом.

Профессиональный ведущий эфира во многом руководствуется чутьем, интуицией. Иногда бывают такие ситуации, когда ведущий эфира, главный редактор программы или шеф-редактор по-разному представляют роль и стиль ведущего. Если совершать насилие над человеком, который работает перед камерой, вряд ли получится хороший результат. Интуиция – великая вещь, и общение со зрителем для ведущего телевизионного эфира, как ни странно, процесс интимный. Им со зрителем вместе легче решить, как надо и как не надо. Но будьте осторожны: иногда хваленая наша интуиция заводит нас в дебри профессиональных ошибок. Как ни странно, способные от рождения люди оказываются в этих дебрях чаще, чем те, кто знает свои недостатки и поэтому много, очень много, невероятно много работает над собой.

С чего начинать? как понять, есть способности или нет? какие есть профессиональные приемы и правила? На такие вопросы всегда легче ответить конкретными примерами.

Ситуация первая

В большом областном центре популярная телекомпания объявляет набор ведущих для программы новостей. Конкурс – значит шквал звонков и электронных писем. В результате отборочной комиссии приходится проводить собеседование не с десятками, а с сотнями претендентов. Опытный взгляд членов комиссии, в которую входят главный режиссер, главный редактор и опытный диктор, сразу позволяет отсеять тех претендентов, которые ничем не примечательны. Это значит, что они плохо говорят и, что еще важнее, мало думают и мало знают. Более чем из трехсот участников конкурса остаются 15–20 человек. Им удалось заинтересовать комиссию. Как? На что обращают внимание профессионалы? Прежде всего на индивидуальность, на знания и желание работать. Это идеальная формула. Смотрят и на внешность. Эпитет «красивая внешность» меньше подходит к телевидению, чем эпитет «интересная внешность».

Есть люди, которые, появляясь на экране, испытывают особый драйв, кураж и счастье от этой работы. Им нравится быть в кадре, и это чувствует зритель. Но когда этот кураж обращен на самих себя – «Вот я какой! Ах, я какая!» – эти люди не для эфира. Кураж и счастье должны быть обращены не к себе в роли ведущего, а на процесс общения со зрителями.

Ощущение взаимного доверия иногда возникает между слов – в паузах, во взглядах, таится в нюансах и в полуулыбках. Никакой фальши и, конечно, внимание к содержанию. Ваши слова, ваша реакция уже на первой минуте общения со зрителем показывают: интересно вас слушать или нет? Вам простят ошибки, неудачные фразы и долгие паузы, если будет ради чего прощать.

Ситуация вторая

Никакого конкурса нет. Вы – студент третьего-четвертого курса технического университета. С детства вы чувствуете в себе особый дар быть в центре любой компании. Когда вы смотрите на известных телеведущих, сразу представляете себя на их месте и, если говорить честно, вам даже кажется, что вы могли бы это сделать лучше. Желание попробовать себя в эфире становится почти маниакальным. Проба на бытовую камеру оказывается очень успешной. И вот вы пытаетесь сами предложить себя. Это оказывается сложно. Побеждали те, кто готов был на любую работу, а не просился сразу в эфир. Кстати, очень полезно поработать администратором, редактором, ассистентом режиссера, прежде чем стать ведущим эфира. Знание технологии телевизионного производства освобождает от многих ошибок и помогает наладить отношения с командой.  Если вас одобрили, то надо сделать следующий шаг – определить, какой именно жанр, какая программа нуждается в таком ведущем, как вы. Иногда вы видите, что нет такой программы. Значит, можно написать сценарий под себя, придумать новый проект, уговорить команду и начальство дать вам шанс. Многие яркие проекты на региональном и федеральном ТВ появлялись именно так.

Ситуация третья

Вас пригласили на телевидение, но вы об этом никогда не мечтали и не думали. Если что-то внутри вас подсказывает, что это предложение, от которого не хочется отказываться, значит, надо пробовать. Я бы посоветовала поставить в качестве непременного условия создание пилотной программы. Если во время съемок вы не почувствовали себя комфортно, если не было никакого куража и, наоборот, все вокруг подавляло и раздражало, то это не ваше занятие. Будьте осторожны, часто человеку после неудачного эфира говорят, что все было прекрасно.

Есть такое понятие «публичность». Это притягательно, но дано не каждому. Это умение и желание выставить себя напоказ, чтобы все смотрели и слушали. Смотрели именно на тебя и слушали именно тебя. Сотни, тысячи, миллионы людей. Желательно одновременно: чем больше, тем лучше. Иногда умение быть публичным становится заметным еще в раннем детстве. Иногда оно приходит во взрослом возрасте совершенно неожиданно для самого человека и окружающих.

Публичность – профессиональный атрибут не только телевизионных ведущих, но и политиков, артистов. Это не только радость и почет, но и тяжелый крест. Вы не имеете права вести себя как обычный человек, став публичным. Вы не можете появляться на людях пьяным и посещать заведения с плохой репутацией. В некотором смысле вы себе уже не принадлежите. Вы не только лицо компании, которую представляете на экране, вы пленник того образа, к которому привыкли зрители. Надо соответствовать.

 

Капризы ведущих. Капризы ли это?

Наверняка вы читали в газетах и журналах о том, как издеваются над продюсерами голливудские звезды. Кому-то надо за тридевять земель привезти минеральную воду определенного сорта, кто-то не может ни на минуту расстаться с целым зоопарком домашних животных, кто-то устраивает истерики на площадке по любому поводу. Продюсеры стараются защититься четко прописанным контрактом, но звезды, как правило, побеждают. Почему? Потому что они знают, что в некотором смысле они незаменимы. Наличие звезды делает фильм прибыльным.

То же самое можно сказать о телеведущих. Эфир – огромный стресс. Тот ведущий, который не волнуется перед эфиром, никогда не станет профессионалом. Дело в том, что зритель почувствует доверие к ведущему только в том случае, если тот увидит через камеру своего зрителя. Каждого в отдельности и всех вместе. В этот момент ощущение невероятного возбуждения и невероятной ответственности за каждое слово. Каждый переживает этот стресс по-своему. Кому-то надо побыть в тишине перед эфиром, кому-то, наоборот, требуется собеседник для разрядки.

Я всегда говорю продюсерам и руководителям телекомпаний, что надо уметь создавать условия тем, кто выходит в эфир. Недопустимо, если в день эфира ведущий новостей готовит сюжет, монтирует его, а потом бегает по этажам в поисках материала для написания подводок. У него должен быть ассистент, который обязан позаботиться о сборе материала и чашке горячего чая. Если за полчаса до эфира в гримерке полно людей и разных бытовых разговоров, то ведущий не сможет сосредоточиться. Ему нужно особое внимание, и это внимание надо обеспечить.

Если ведущему принципиально не нравится тот пиджак, который подобрал стилист, то это надо учесть и найти компромиссный вариант. Этот образ может не совпадать с тем образом, который ему более приятен. И все же компромисс надо уметь находить, потому что ведущий – живой человек.

Надо понимать, что капризы ведущих делятся на капризы как таковые (и это надо пресекать) и на капризы, которые имеют отношение к профессии. К ним надо относиться серьезно и внимательно, потому что работа на общий успех – непременное условие профессиональной работы. Бывают случаи, когда руководитель вынужден вмешиваться и даже выбирать, на чьей он стороне, потому что частенько вся группа во главе с неформальным лидером в лице главного режиссера или шеф-редактора ставят ультиматум: или он (она), или мы. Выбор бывает трудным, если ведущий – яркая личность и уже завоевал популярность и доверие зрителей. Призывать ведущего умерить амбиции и стать «как все» – занятие довольно глупое, потому что именно за счет амбиций и сильного характера этот человек добился успеха.

Ошибаются те, кто думает, что роль ведущего – это всего-навсего обязанность произносить слова, которые, к тому же за него пишут. Тот, кто так думает, никогда не пробовал побывать в прямом эфире в качестве ведущего и испытать тот стресс, о котором я говорила.

Профессиональный ведущий является не только лицом программы, но и автором этой программы. Он одновременно общается с залом, с гостями и ни на секунду не забывает о зрителе. Ему в наушник сообщают время и требуют задать тот или иной вопрос, в этот же момент он должен суметь быстро среагировать на любую реплику. Поверьте, это очень сложно. Рядом с хорошим ведущим должны быть такие люди, которые умеют ценить его работу, но при этом понимают собственную значимость, то есть не унижаются и не льстят.

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ И РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕЛЕКОМПАНИИ С ВЕДУЩИМ ПРОГРАММЫ, КОТОРЫЙ УЖЕ ПРИОБРЕЛ СТАТУС ЗВЕЗДЫ

- Надо добиваться от команды понимания особой роли звезды в общем успехе.

- Надо разделять требования ведущего, которые действительно правомерны для выполнения им своей профессиональной задачи, и капризы ведущего, которые совсем не обязательно выполнять, а иногда даже надо поставить человека на место.

- Нельзя позволять ведущему красить волосы как ему хочется и выходить в эфир в любимой маечке, если это противоречит стилю программы. При этом надо учитывать вкус ведущего и кардинально не менять привычный ему собственный образ.

- Нужно пресекать попытки ведущего переносить принципы особого отношения к нему самому на выполнение им его профессиональных обязанностей. Четкое выполнение всех производственных и технологических требований отличает настоящую звезду от капризных и амбициозных полузвезд, хвастунов и зазнаек.

- Нельзя критиковать ведущего во время эфира. Если же в этом есть необходимость, надо делать это очень осторожно и корректно, через комплимент: «Все хорошо, молодец, но обрати внимание на...». После эфира «разбор полетов» может быть вполне жестким, если ведущий не справился со своей задачей, но нельзя переходить, как говорится, на личности и надо уметь отделять живого человека со всеми его проблемами, эмоциями и страстями от того образа, который складывается в эфире.

Прямой эфир и видеозапись

Многие профессионалы уверены, что настоящее телевидение – это прямой эфир. Прямой эфир дает необыкновенное чувство сопричастности ко всем событиям, которые происходят в данный момент в мире, к тем людям, которые смотрят программу в этот момент.

Телевидение становится событием, если человек, глядя на экран, ощущает, что все то, что он видит, происходит именно сейчас, в данный момент. Все подлинно и неповторимо.

Что касается видеозаписи, то это особый вид телевидения, который, кстати, часто имитирует прямой эфир. Прямой эфир означает вовлечение зрителя в непредсказуемость. Это хорошо использует ведущий, когда в студии гаснет свет или падает что-то. На этот случай есть вполне дежурная и привычная фраза: «Вот видите, у нас прямой эфир». И результат инцидента получается обратный: профессиональная ошибка становится профессиональным успехом. Каждый человек любит подглядывать в замочную скважину и наблюдать за другими в неловкой ситуации и гадать, как же они из этой ситуации выберутся. Ляпы прямого эфира обсуждаются зрителями на следующий день. Кстати, при появлении видеозаписи появились ляпы иного рода.

Телевидение сродни рентгену. Очень трудно что-либо скрыть, утаить, спрятать. Обман, фальшь, недоработка видны как на ладони.Видеозапись облегчает задачу, дает право на ошибку.

В некотором смысле момент живого эфира уравнивает вас со зрителем в самом главном: в ощущении реального времени. Бывают прямые эфиры скучные, как видеозапись. Бывает, наоборот, видеозапись яркая, как прямой эфир или почти как прямой эфир. Есть жанры, которые спокойно выдерживают технологию видеозаписи и даже нуждаются в ней. Это различного рода шоу, игры, телевизионные портреты, телевизионные расследования, спецрепортажи, детские программы, неполитические ток-шоу.

Видеозапись можно использовать для создания тех программ, где нет прямой связи с днем выхода в эфир. Это действительно консервы. Можно записать летом весь цикл программ «Поле чудес», «Последний герой», «Кто хочет стать миллионером?» или исторические хроники Радзинского. Там, где через все щели лезет дата изготовления программы, там, где программа сразу устаревает, как только ее записали, необходим прямой эфир.

К сожалению, многие современные ведущие привыкли к видеозаписи, как и к телесуфлеру во время прямого эфира. Видеозапись – это всегда спокойнее. Многие чувствуют себя более уверенно, так как знают, что в любой момент можно остановиться и повторить свой текст еще раз или вообще начать все сначала.

Профессиональный ведущий отличается от непрофессионального умением спокойно и уверенно общаться со зрителем напрямую в режиме реального времени. Вы перепутали слово? Ничего, можно извиниться. Ваша обязанность – донести до зрителя информацию и сделать это так, чтобы вас легко и приятно было слушать. Но зритель – не экзаменатор и не враг, он готов стать вашим другом, если вы проявите должное уважение и доверитесь ему.

Если у вас появилась проблема во время ведения эфира, поделитесь этой проблемой со зрителем – и вы выиграете. Как это понять? Вы объявили какой-то сюжет, но режиссер медлит. Сюжета на экране нет. Самое плохое, что вы можете сделать (к сожалению, это делают многие), – это в напряженном молчании смотреть на монитор. Каждая секунда такой паузы работает против вас. Профессиональный ведущий, подождав несколько секунд, спокойно сообщает зрителю то, что зритель давно понял сам: «Что-то у нас с этим сюжетом пока не получается. Перейдем к другим сообщениям». Зритель благодарен ведущему, и ему даже как-то приятно, что «вот, и у них бывают всякие накладки. Не только у нас, простых смертных».

Интересно, что раньше люди, которые не умели общаться со зрителем спокойно и доверительно в ситуации прямого эфира, практически не имели шанса стать телеведущими. В наше технологичное время – с видеозаписью, телесуфлером, микронаушниками – стало возможным появление в эфире людей, которые добиваются успеха у зрителей, хотя на самом деле панически боятся и не умеют общаться с ними напрямую.

Мы много раз говорили, что непременное условие профессионального успеха в нашей профессии – это достоверность и занимательность. Прямой эфир сам по себе как технология дает ощущение реалити-шоу. Он не может не быть достоверным – все происходит на наших глазах и в данную минуту. Наконец, занимательность прямого эфира (особенно когда это что-то вроде ток-шоу или «Прожекторперисхилтон») состоит в том, что в любую минуту любой человек может сказать или сделать что-то такое, что выходит за рамки продуманного заранее сценария. Зритель ждет таких подвохов и острот. Это особая драматургия ожиданий. Обидно и больно видеть, когда настоящий прямой эфир делается так, чтобы «убить все живое».

Привычка к видеозаписи – плохая привычка. Профессиональный ведущий старается в момент видеозаписи вести себя и общаться со зрителем так, как будто это прямой эфир. И наоборот, во время прямого эфира профессиональный ведущий спокоен и уверен настолько, как будто есть возможность в любой момент остановить видеозапись.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: