Тема 2. Зарождение художественной культуры в первобытном обществе

 

Слитность различных видов культурного творчества, свойственная ранним ступеням его развития, неотделимость искусства от религиозно-магического обряда, нерасчлененность видов и жанров искусства определяется понятием синкретизм (от греч. synkretismos – соединение).

 

Зародыш любой религии и культуры Э.Б.Тайлор видел в анимизме (от лат. anima – душа). Это первобытная вера в существование души и духов, основанная на снах, галлюцинациях, «ложной смерти» и т.п.

 

По мнению Дж.Фрэзера, источником художественной культуры является м агия (от греч. mageia – колдовство, чародейство, волшебство) – обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на явления природы, людей, духов.

 

Представления древних людей о мире нашли отражение в мифе (от греч. myphos – рассказ, предание). Е.М.Мелетинскийподробно рассматривает различные подходы к мифу в науке (в том числе отношение мифа к языку, ритуалу и архетипу), а также классические формы мифа. В энциклопедии «Мифы народов мира» не только объясняются национальные мифологии и отдельные божества, но и показано их отражение в изобразительном искусстве.

 

Первобытный мир разделяется на каменный век (палеолит – от 2,6 млн. лет до н.э., мезолит – от 12 тыс. до н.э., неолит – от 7 тыс. до н.э.), медный век (энеолит – от 4-3 тыс. до н.э.), бронзовый век (от 2 тыс. до н.э.), железный век (начало 1 тыс. до н.э.). Художественная культура возникает уже в верхнем палеолите (около 35 тыс. до н.э.).

 

Собственно первобытная культура тесно связана с традиционной культурой, которая существует одновременно с цивилизациями разного типа и уровня по сей день, что дает возможность ее непосредственного изучения.

 

Среди культовых архитектурных сооружений особенно интересны мегалиты (от греч. megas –большой, lithos - камень). К ним относятся менгиры, дольмены и кромлехи.


 

Менгир (от брет. men – камень, hir – длинный) – вертикально стоящий камень. Его форма выражает движение к небу (культ плодородия). 

 

Известен менгир в Бретани (Франция) длиной около 20 м и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) более 2,5 тыс. менгиров поставлены рядами в виде длинных каменных аллей.

 

Дольмен (от брет. dol – стол, men – камень) – вертикальные плиты, перекрытые горизонтальными. Разнообразны дольмены, найденные на территории Индии, Иордании, Болгарии, Средиземноморья. Западного Кавказа

 

Кромлех (от брет. crom – круг, lech – камень) – композиция из камней, образующих форму круга. Иногда она ограничивает площадку перед дольменом. Самый знаменитый кромлех – Стоунхендж (Stonehenge). Тесаные камни высотой до 8,5 м и весом до 26 т, на которые сверху положены каменные плиты, образующие замкнутый круг диаметром 30 м. Расположение камней, несомненно, связано с движением солнца.

 

К самым древним антропоморфным изображениям монументальной скульптуры эпохи энеолита относят «каменных баб» – надмогильные статуи женщин и воинов, установленные над Ямными курганами в степях Восточной Европы. До сих пор неизвестно, богов или людей изображают эти грубые каменные истуканы – отесанные прямоугольные плиты с выступом головы и проработкой деталей гравировкой или рельефом.

 

Из мелкой пластики особенно многочисленны и разнообразны женские фигурки из камня, кости, дерева и глины – так называемые «венеры». Схематичная голова, как правило, без лица, руки и ноги редуцированы, а грудь, живот, ягодицы и бедра гипертрофированы. По мнению многих ученых, эти фигурки символизируют культ женщины-прародительницы, хранительницы домашнего очага и исполнительницы охотничьих обрядов. Широко известна Виллендорфская Венера (Австрия).

 

Изображению человека предшествовало изображение животного. Оно развивалось от «натурального творчества» (обрядовые действия с композициями из туш и костей убитого зверя, с его шкурой, наброшенной на выступ скалы) к «натуральному макету» и искусственно-изобразительной форме. Изображения животных и человека в первобытной культуре соединяют натурализм (наивный реализм) и знаковость (схематизм и символизация).

 

К началу пещерного изобразительного искусства относят гриффонады, или «макароны» – волнистые линии, прочерченные пальцами по мокрой глине, а также отпечатки кисти руки. Примечательно огромное значение руки для процесса творчества в так называемых «технических» искусствах и особое внимание к ней в портретах нового времени.

 

Наскальные изображения можно разделить на две группы. Первая – рисунки, выбитые или выцарапанные на поверхности скалы, предшественники графики и скульптурного рельефа. Это петроглифы (от греч. petros – камень, gliphe – резьба). Вторая – живописные росписи, или «фрески», сделанные в основном красной и желтой краской, реже – черной и белой.

 

Уже в конце XIX в. наскальные изображения были найдены в пещере. Периодизация отражает акцент на изображении животных: период дикого буйвола (эпоха охотников), период домашних быков (эпоха пастухов), период лошади (появляются повозки с колесом), период верблюда.

 

В пещерной живописи этой эпохи специалисты выде­ляют несколько периодов.

1. В глубо­кой древности (примерно с XXX ты­сячелетия до н. э.).

Заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

2. Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.).

Больше внимания уделяется деталям: косыми параллель­ными штрихами они изображали шерсть, появились до­полнительными цветами (различ­ными оттенками жёлтой и красной краски), используются для рисунка пятен на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (на­пример, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём.

В XII тысячелетии до н. э. пещер­ное искусство достигло своего рас­цвета, когда живопись стала передавать объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живо­писные «полотна», покрывшие сво­ды глубоких пещер.

В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом

В сен­тябре 1940 г. Пещеру Ласко во Фран­ции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнару­жили четыре мальчика, которые, иг­рая, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева.

3.В дальнейшем пещерные изо­бражения утратили живость, объём­ность; усилилась стилизация (обоб­щение и схематизация предметов). В последний период реалистиче­ские изображения отсутствуют со­всем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появи­лись беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схема­тические знаки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: