Специфика беседы как психологического инструмента

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

 ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Психология

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Общий психологический практикум

На тему: «Специфика беседы в зависимости от области практического применения.»

 

 

Выполнила:

студентка группы ПСД/с-19-1-о

Ткачук Мария Эдуардовна

 

Проверила:

Чабаненко Светлана Владимировна

 

 

Севастополь – 2020 г.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1 Основные цели и области применения метода беседы.. 4

1.1 Первая цель. 4

1.2 Вторая цель. 5

ГЛАВА 2 Специфика беседы.. 6

2.1 Специфика беседы как психологического инструмента. 6

2.2 Качества психолога, определяющие эффективность беседы. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 9

Список использованной литературы: 10

 


 

                                          ВВЕДЕНИЕ

      Беседа является одним из основных научных методов в социальных пауках вообще и психологии в частности. В общем виде беседу можно определить как метод сбора данных, а также как метод воздействия, основанный на использовании вербальной коммуникации. Беседа применяется во всех без исключения сферах деятельности психолога: в психотерапии и психокоррекции, в психодиагностике, в исследовательской деятельности и т.д.

      Беседа является инструментом проведения психологических исследований, оставляя за рамками обсуждения особенности ее применения в психотерапевтической и психокоррекционной работе. Важным отличием здесь является то, что в психотерапевтической работе одной из главных целей использования беседы является воздействие на собеседника, приводящее в результате к изменению последнего. В исследовательской же деятельности беседа рассматривается исключительно как способ получения данных, не подразумевающий осуществление воздействия.

   Метод беседы является весьма многоаспектным и реализуется с помощью большого количества различных способов. Данный метод используется для получения как качественных, так и количественных данных, в зависимости от чего применяется как при изучении единичных случаев или маленьких выборок, так и при исследовании большого количества испытуемых. Кроме того, беседа принимает разные формы в зависимости от того, как, кто и когда задает вопросы, как получает на них ответы и какие именно вопросы задаются.

 


 

 

      ГЛАВА 1 Основные цели и области применения метода беседы

     В психологии метод беседы используется с двумя основными целями.



Первая цель

     Во-первых, метод беседы используется для сбора данных об интересующих психологов явлениях. С этой целью метод беседы широко применяется, прежде всего, в тех случаях, когда психологов интересуют сведения о каких-то явлениях сознательного опыта человека, которые, как известно, недоступны прямому внешнему наблюдению, например, сведения о его образах, мыслях, чувствах, желаниях, воспоминаниях, установках, убеждениях, ценностях, представлениях о себе и др. Кроме того, психологи также прибегают к этому методу и тогда, когда им требуется получить от человека или окружающих его других людей данные о его поведении. Хотя эти данные в принципе доступны внешнему наблюдению, часто бывает так, что их невозможно наблюдать по ряду уже совсем других причин. Например, при изучении истории жизни человека психологов нередко интересуют отдельные его поступки в прошлом. Очевидно, что поступки человека, совершенные в прошлом, непосредственно наблюдать нельзя, но о них можно узнать, проведя беседу либо с ним самим, либо с какими-то другими очевидцами этих его поступков.

      Метод беседы как способ сбора данных широко используется в профессиональной деятельности психолога, главным образом в таких основных областях, как исследование, диагностика и практика психологического консультирования и психотерапии.

       При проведении исследования собираемые с помощью метода беседы данные служат психологу основанием для проверки или выдвижения гипотез и теорий, объясняющих определенные явления. Хорошо известно, что многие фундаментальные теории личности, например, 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и других, которые были разработаны в рамках различных направлений психотерапии, во многом опирались на данные, собранные в процессе психотерапевтических бесед. Точно так же данные бесед с детьми успешно использовались Ж. Пиаже для создания его знаменитой теории интеллекта.

       К методу беседы психологи также активно прибегают в тех случаях, когда им необходимо провести диагностическое обследование. В этой связи метод беседы особенно популярен в патопсихологии и нейропсихологии, где от психолога, работающего в клинике, очень часто требуется дать психологическое заключение, например, о различного рода психологических нарушениях или о поражении определенных участков головного мозга пациентов. Нередко это заключение делается на основе результатов исследования, тогда метод беседы может одновременно использоваться и для исследования, и для диагностики.

     В практике психологического консультирования и психотерапии беседа является едва ли не самым распространенным способом сбора данных о различных аспектах жизни клиентов: проблемах, психологических особенностях, взаимоотношениях, испытываемых переживаниях, совершенных поступках и др.

Вторая цель

      Во-вторых, метод беседы используется в психологии для оказания воздействия на человека. Он включает в себя набор различных приемов, предназначенных для осуществления определенных изменений в личности, сознании и поведении человека. С этой целью данный метод применяется, прежде всего, в практической психологии, особенно в психологическом консультировании и психотерапии. Психологи- консультанты или психотерапевты в процессе бесед со своими клиентами часто стремятся, например, изменить их отношение к себе, помочь осознать причины беспокоящих их проблем, побудить к выполнению каких-то действий, направленных на устранение этих причин, и др. При этом метод беседы как способ воздействия может применяться психологами на основе данных, предварительно собранных также с помощью метода беседы.

                            ГЛАВА 2 Специфика беседы

Специфика беседы как психологического инструмента

       Раскрывая специфику беседы как психологического инструмента, многие авторы указывают, что интервью отличается от обычного разговора тем, что его содержание разворачивается вокруг довольно узкой темы, касающейся опыта респондента. Особенностью интервью является также специфическое распределение ролей и обязанностей между интервьюером и респондентом. Это связано с асимметричностью позиций партнеров: психолог выступает, как правило, в роли задающего вопросы и слушающего, а его собеседник –  ребенок или взрослый –  в роли отвечающего.

    В отличие от других методов психологического обследования, содержанием которых также выступают получение и анализ словесных сообщений (анкеты, вопросники), специфика беседы заключается в том, что исследователь вступает с опрашиваемым в непосредственное взаимодействие. Это важное преимущество данного метода, позволяющее исследователю использовать для получения необходимых данных не только информацию, напрямую содержащуюся в ответах на вопросы, но и множество дополнительных факторов, образующих живую ткань процесса взаимодействия. Это прежде всего невербальные проявления респондента, помогающие уточнить сообщаемую им информацию, раскрыть ее истинное содержание, которое может противоречить словесному сообщению, выявить его отношение к ситуации обследования и к самому психологу и т. п.

     Все это дает возможность лучше понять собеседника, точнее и глубже разобраться в существующих у него проблемах и затруднениях, с тем чтобы определить оптимальные пути их решения.

     В то же время наличие непосредственного контакта при проведении беседы значительно усложняет ситуацию опроса для самого исследователя, поскольку предъявляет существенно более высокие требования к его профессиональной квалификации, чем, например, заочное анкетирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: