План комплексного анализа текста
1. Прочитайте текст
Текст – это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.
Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.
(научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика);
официально-делов ой — официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция);
публицистический — характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый);
разговорны й — отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность;
художественный — используется в художественной литературе).
4. Какого типа речи данный текст? Описание, повествование, рассуждение.
Описание. Повествование. Рассуждение.
5. Определите жанр текста. Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.
6. Определите тему текста. О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится
Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор.
Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план для себя.
9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи. Повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.
Лексические средства связи:
1. Слова на одну тему в каждом предложении.
2. Однокоренные слова.
3. Повторяющиеся слова и слова-синонимы, в том числе и контекстуальные синонимы.
4. Антонимы.
5. Слова-связки, например: поэтому, в заключение, вот почему и т.п.
Лексические средства связи
При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
повторяющиеся слова:
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
однокоренные слова:
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.
слова-синонимы:
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся
контекстуальные синонимы:
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
антонимы:
Недруг поддакивает. Друг спорит.