слова одной тематической группы:
Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
(Слова «зима», «морозы», «снег», «метели» не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу, таким образом и связываются предложения.)
Морфологические средства связи:
1. Союзы, союзные слова, частицы в начале предложений.
2. Личные, указательные и другие местоимения.
3. Наречия времени и места
4. Наречия и прилагательные в сравнительной степени сравнения.
5. Глаголы в одной временной форме, а также глаголы одного вида.
Морфологические средства связи
При цепной, или последовательной, связи используются
Союзы:
Очень хотелось спать. Но надо было работать.
Местоимения:
Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.
Степени сравнения прилагательных и наречий:
|
|
Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.
Единство временных форм глаголов-сказуемых:
Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
При параллельной связи используются
наречия времени и места:
Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
Синтаксические средства связи:
1. Синтаксический параллелизм.
2. Неполные предложения.
3. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
4. Прямой и обратный порядок слов.
Синтаксические средства связи
При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
прямой или обратный порядок слов:
Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.
При параллельной связи предложений используйте
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений:
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец):
Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений: порядок слов в предложениях; интонация и др.
Параллельная связь предложений в тексте – предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым.
Цепная связь предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.
|
|
Как соотносятся начало и конец текста?
11. На каком приёме/ приёмах построен текст? Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание).
Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.
13. Понаблюдайте над лексикой текста:
- найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;
- найдите опорные слова в каждой части текста;
- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;
- найдите многозначны е слова и слова, употребленные в переносном значении;
- обратите на стилевую принадлежность лексики (употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором);
- выделите фразеологизм ы и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;
- найдите опорные слова в каждой части текста;
- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;
- обратите на стилевую принадлежность лексики;
- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (красная девица, добрый молодец, очи светлые, матушка-Волга, ветер-бордяга, сыра земля).
Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство, и различие (костёр рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди).
Особый вид метафоры – олицетворение – уподобление неживого предмета живому существу (воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).
Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим (луна, словно репа; небо, как колокол; месяц – язык).
Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.
Чего достигает автор их употреблением.
Повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс)
Какими морфологическими средствами пользуется автор.
Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)
Понаблюдайте над синтаксисом текста.
Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.
Сформулируйте идею текста (основную мысль)
Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать.
Каково ваше впечатление от текста?