Обучение звуковому анализу

В период обучения грамоте школьники наблюдают в словах неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдение необходимо вести от звука к букве. Необходимо развивать умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной позиции,т.е. однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, т.е. может быть обозначен разными буквами при том же звучании.

 

Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова:

1. Полсловечка за вами. (бал…кон, во…рон)
2. Рассмотри рисунки и найди одинаковый звук в словах.
3. Слоговой аукцион. (Ба…-ня, -нан, -ран).
4. Перевертыши: кот-ток, сорт-трос.
5. Исключение звука из слова: роса-оса.
6. Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра.






Этап.


Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Преподавателю важно научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

Этап.


Необходимо для достижения грамотного письма научить детей самоконтролю, то есть ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

При изучении особенностей усвоения орфографии необходимо прежде всего дифференцировать орфограммы. Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости:

• Списывание, комментированное письмо, письмо по памяти, самодиктанты, словарные диктанты, диктанты с элементами игры, диктанты с самопроверкой.

• Игра «Найди опасное место»: учитель произносит слово, учащиеся хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять.

• «Светофор»: Покажите красный сигнал «светофора», как только найдёте в слове «опасное место».

• «Дырявое письмо»: если звуку можно «доверять», обозначаем его буквой, если нет – пропускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре).

“Кто больше насобирает орфограмм?»
«От значения слова к правильной букве».
Если формировать у детей привычку задумываться над значением слова, то это повышает их грамотность.

Пример: храбрец от слова храбрый,
кофейник от слова кофе,
а тащить от слова тощий?

Алгоритм списывания:
• Прочитай предложение так, как оно слышится;
• Повтори по памяти;
• Подчеркни «опасные места», орфограммы;
• Еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;
• Пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;
• Проверь по книге.

Письмо по памяти:
– Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
– Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
– Упражнение в запоминании.
– Орфографическое чтение слов с орфограммами.
– Запись.
– Проверка.


















Зрительный диктант


Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографического самоконтроля дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относиться к урокам русского языка с большим интересом. Но данная работа должна вестись систематически на каждом уроке русского языка как в начальной школе, так в дальнейшем среднем и старшем звене школы.
Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: