Роль и значение дисциплины «АЭМ»

Дисциплина «Автомобильные эксплуатационные материалы (АЭМ)» является одной из основных дисциплин по специальности «ТО и ТР автомобильного транспорта».

Автомобильные эксплуатационные материалы – это материалы, которые используются при изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобильного транспорта. К ним относят горюче- смазочные материалы (ГСМ), специальные жидкости и конструкционно-ремонтные материалы.

ГСМ - это бензин, ДТ, альтернативное топливо, масла и пластичные смазки. К специальным жидкостям относят охлаждающие, пусковые, тормозные, амортизаторные жидкости. Конструкционно-ремонтные материалы – это резиновые, уплотнительные, обивочные, изоляционные и защитные материалы.

Базовыми знаниями при изучении данной дисциплины являются знания, полученные при изучении дисциплины «Автомобили», в свою очередь, знание дисциплины «АЭМ» необходимо при изучении «ТО и ТР автомобильного транспорта». Сведения, полученные при изучении этой дисциплины, необходимы специалистам автомобильного транспорта также для организации рационального использования материалов и позволяют решать конкретные задачи использования как отечественных, так и зарубежных автомобильных материалов.

Будущие специалисты- автомеханики должны:

1. Иметь представление:

• О видах автомобильного топлива,

• О смазочных материалах,

• О специальных жидкостях,

• О конструкционно-ремонтных материалах (резиновых, лакокрасочных, уплотнительных, изоляционных, обивочных материалах, используемых при изготовлении и ремонте автомобилей)

2. Знать:

• Способы получения автомобильных топлив и смазочных материалов,

• Марки бензинов, ДТ, виды альтернативных топлив,

• Свойства топлива, влияющие на работу топливной системы,

• Классификацию масел, смазок, специальных жидкостей,

• О роли экономного расхода топлива, смазочных материалов,

• О ТБ и ООС при использовании автомобильных эксплуатационных материалов.

3. Уметь:

• Определять качество топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей и давать рекомендации по их использованию,

• Определять необходимое количество топлива, подбирать топливо, смазочные материалы и специальные жидкости.

Понятие о химмотологии

Эффективность и надёжность эксплуатации автомобиля зависит не только от его конструкции, но также и от того, насколько удачно подобраны топливо, смазочные материалы и специальные жидкости. Поэтому появилась потребность в научном обосновании применения ГСМ. Так возникла новая наука – химмотология, которая и легла в основу дисциплины «АЭМ» Химмотология занимается изучением эксплуатационных свойств и показателей качества ГСМ, а также теорией и практикой их рационального применения. Задачи химмотологии заключаются в следующем:

- 5 -


• Обоснование оптимальных требований к качеству ГСМ

• Усовершенствование технических характеристик двигателей и автомобилей

• Создание новых сортов ГСМ

• Выявление оптимальных условий, обеспечивающих уменьшение потерь и сохранение качества ГСМ при хранении, транспортировке и применении.



Показатели качества и эксплуатационные свойства ГСМ

Качество ГСМ - совокупность свойств, характеризующих их пригодность для применения. Степень пригодности и эффективность применения определяют уровень качества ГСМ. Повышение уровня качества, связано с дополнительными затратами, не всегда экономически оправданными. Поэтому каждый продукт (например, топлива и масла для определённого вида двигателей) имеют оптимальный уровень качества, который обеспечивает наибольшую степень пригодности при минимальных затратах на их производство и применение. Оптимальный уровень качества устанавливается исходя из требований потребителя, технических возможностей и затрат

на производство. К показателям качества и эксплуатационным свойствам относят:

1. Плотность – отношение массы вещества к его объёму.

2. Вязкость – свойство жидкостей и газов оказывать сопротивление перемещению одной части относительно другой.

3. Температура застывания – температура, при которой вещество теряет подвижность.

4. Температура плавления температура, при которой вещество переходит из твёрдого состояния в жидкое.

5. Температура вспышки – температура, при которой смесь паров топлива или масла с воздухом вспыхивает от контакта с огнём. (Температура вспышки масла 135 – 330оС, ДТ

– около 100оС).

6. Температура воспламенения – температура, при которой происходит не только вспышка, но и продолжается горение вещества.

7. Температура самовоспламенения – температура, при которой вещество загорается от контакта с воздухом без источника огня. Самовоспламенение может иметь место при нарушении герметичности. (Температура самовоспламенения бензинов около 400оС).

8. Химическая стабильность – это способность сохранять химический состав и цвет при хранении, транспортировке и применении. Цвет топлива и масел зависит от наличия в них непредельных углеводородов, которые способны окисляться (даже без контакта с кислородом) до образования смолистых соединений. Именно они придают цвет топливу. Чем их больше, тем темнее топливо. Смолистые соединения ухудшают качество топлива, т. к. оседают на деталях системы подачи топлива, а попадая в КС, вместе с несгоревшим топливом образуют нагар. Качественное топливо имеет светлый оттенок.

9. Физическая стабильность – это способность вещества не испаряться при хранении, транспортировке, применении и не кристаллизоваться (не замерзать) при низких температурах.

10. Коррозионная активность – это способность вызывать коррозию трубопроводов, топливных баков, деталей карбюраторов и двигателей.

Понятие о паспорте на ГСМ Паспорт- это документ, подтверждающий качество ГСМ (см. Приложение 3).

\

- 6 -




Раздел 1. Автомобильные топлива

Лекция 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: