Дисциплина «Автомобильные эксплуатационные материалы (АЭМ)» является одной из основных дисциплин по специальности «ТО и ТР автомобильного транспорта».
Автомобильные эксплуатационные материалы – это материалы, которые используются при изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобильного транспорта. К ним относят горюче- смазочные материалы (ГСМ), специальные жидкости и конструкционно-ремонтные материалы.
ГСМ - это бензин, ДТ, альтернативное топливо, масла и пластичные смазки. К специальным жидкостям относят охлаждающие, пусковые, тормозные, амортизаторные жидкости. Конструкционно-ремонтные материалы – это резиновые, уплотнительные, обивочные, изоляционные и защитные материалы.
Базовыми знаниями при изучении данной дисциплины являются знания, полученные при изучении дисциплины «Автомобили», в свою очередь, знание дисциплины «АЭМ» необходимо при изучении «ТО и ТР автомобильного транспорта». Сведения, полученные при изучении этой дисциплины, необходимы специалистам автомобильного транспорта также для организации рационального использования материалов и позволяют решать конкретные задачи использования как отечественных, так и зарубежных автомобильных материалов.
|
|
Будущие специалисты- автомеханики должны:
1. Иметь представление:
• О видах автомобильного топлива,
• О смазочных материалах,
• О специальных жидкостях,
• О конструкционно-ремонтных материалах (резиновых, лакокрасочных, уплотнительных, изоляционных, обивочных материалах, используемых при изготовлении и ремонте автомобилей)
2. Знать:
• Способы получения автомобильных топлив и смазочных материалов,
• Марки бензинов, ДТ, виды альтернативных топлив,
• Свойства топлива, влияющие на работу топливной системы,
• Классификацию масел, смазок, специальных жидкостей,
• О роли экономного расхода топлива, смазочных материалов,
• О ТБ и ООС при использовании автомобильных эксплуатационных материалов.
3. Уметь:
• Определять качество топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей и давать рекомендации по их использованию,
• Определять необходимое количество топлива, подбирать топливо, смазочные материалы и специальные жидкости.
Понятие о химмотологии
Эффективность и надёжность эксплуатации автомобиля зависит не только от его конструкции, но также и от того, насколько удачно подобраны топливо, смазочные материалы и специальные жидкости. Поэтому появилась потребность в научном обосновании применения ГСМ. Так возникла новая наука – химмотология, которая и легла в основу дисциплины «АЭМ» Химмотология занимается изучением эксплуатационных свойств и показателей качества ГСМ, а также теорией и практикой их рационального применения. Задачи химмотологии заключаются в следующем:
|
|
- 5 -
• Обоснование оптимальных требований к качеству ГСМ
• Усовершенствование технических характеристик двигателей и автомобилей
• Создание новых сортов ГСМ
• Выявление оптимальных условий, обеспечивающих уменьшение потерь и сохранение качества ГСМ при хранении, транспортировке и применении.
Показатели качества и эксплуатационные свойства ГСМ
Качество ГСМ - совокупность свойств, характеризующих их пригодность для применения. Степень пригодности и эффективность применения определяют уровень качества ГСМ. Повышение уровня качества, связано с дополнительными затратами, не всегда экономически оправданными. Поэтому каждый продукт (например, топлива и масла для определённого вида двигателей) имеют оптимальный уровень качества, который обеспечивает наибольшую степень пригодности при минимальных затратах на их производство и применение. Оптимальный уровень качества устанавливается исходя из требований потребителя, технических возможностей и затрат
на производство. К показателям качества и эксплуатационным свойствам относят:
1. Плотность – отношение массы вещества к его объёму.
2. Вязкость – свойство жидкостей и газов оказывать сопротивление перемещению одной части относительно другой.
3. Температура застывания – температура, при которой вещество теряет подвижность.
4. Температура плавления температура, при которой вещество переходит из твёрдого состояния в жидкое.
5. Температура вспышки – температура, при которой смесь паров топлива или масла с воздухом вспыхивает от контакта с огнём. (Температура вспышки масла 135 – 330оС, ДТ
– около 100оС).
6. Температура воспламенения – температура, при которой происходит не только вспышка, но и продолжается горение вещества.
7. Температура самовоспламенения – температура, при которой вещество загорается от контакта с воздухом без источника огня. Самовоспламенение может иметь место при нарушении герметичности. (Температура самовоспламенения бензинов около 400оС).
8. Химическая стабильность – это способность сохранять химический состав и цвет при хранении, транспортировке и применении. Цвет топлива и масел зависит от наличия в них непредельных углеводородов, которые способны окисляться (даже без контакта с кислородом) до образования смолистых соединений. Именно они придают цвет топливу. Чем их больше, тем темнее топливо. Смолистые соединения ухудшают качество топлива, т. к. оседают на деталях системы подачи топлива, а попадая в КС, вместе с несгоревшим топливом образуют нагар. Качественное топливо имеет светлый оттенок.
9. Физическая стабильность – это способность вещества не испаряться при хранении, транспортировке, применении и не кристаллизоваться (не замерзать) при низких температурах.
10. Коррозионная активность – это способность вызывать коррозию трубопроводов, топливных баков, деталей карбюраторов и двигателей.
Понятие о паспорте на ГСМ Паспорт- это документ, подтверждающий качество ГСМ (см. Приложение 3).
\
- 6 -
Раздел 1. Автомобильные топлива
Лекция 2