В классификационном обозначении пластичных смазок указывают назначение и область применения, тип загустителя, рекомендуемый диапазон применения, дисперсионную среду и консистенцию (густоту).
Область применения обозначается индексами: С – общего назначения;
О – для повышенной температуры (до 110 ºC); М – многоцелевые смазки, работоспособные от – 30 … 130 ºC в условиях повышенной влажности;
Ж – термостойкие смазки, работоспособны при температурах 150…250 ºC; Н – низкотемпературные (от – 60 ºC); И – противозадирные и противоизносные (для подшипников качения при контактных напряжениях выше 2500 Мпа);
- 45 -
П – приборные; Х – химическистойкие (для узлов трения, имеющих контакт с агрессивной средой).
А – арматурная Р – резьбовая
З – защитная, Загуститель обозначают первыми двумя буквами названия металла, входящего в состав мыла:
Ка – кальциевое, На – натриевое,
Ли – литиевое, ЛиКа – смешанное литиево-кальциевое.
Рекомендуемый температурный диапазон применения указывается дробью: в числителе уменьшенная в 10 раз отрицательная температура (без знака «минус»), в знаменателе –
|
|
уменьшенная в 10 раз положительная температура. Тип дисперсионной среды и присутствие твёрдых добавок обозначают буквами:
у – синтетические углеводороды, к – кремнийорганические жидкости, г – добавка графита, д – добавка дисульфида молибдена.
Отсутствие индекса указывает на то, что смазка была приготовлена на нефтяной основе. Консистенцию смазки обозначают числом от 0 до 7.
Например, Литол -24 (М Ли 4/13 – 3):
Многоцелевая смазка на основе литиевого загустителя, работоспособна в диапазоне температур от – 40 …130 ºC. Отсутствие индекса дисперсионной среды говорит, что смазка приготовлена на масле нефтяного происхождения. Цифра 3 указывает густоту смазки.
Контрольные вопросы и задания
1. Назначение и состав пластичных смазок.
2. Эксплуатационные свойства пластичных смазок.
3. Классификация пластичных смазок по природе загустителя и по назначению.
4. Как обозначаются смазки, и какие марки смазок вы знаете, где они применяются?
Раздел 3. Автомобильные технические жидкости
Лекция 20
Тема 3.1 Жидкости для систем охлаждения
Знать назначение жидкостей для систем охлаждения, условия их работы и причины старения,
эксплуатационные требования к охлаждающим жидкостям, преимущества и недостатки воды,
особенности эксплуатации низкозамерзающих жидкостей.
Уметь давать рекомендации по применению охлаждающих жидкостей.
Назначение охлаждающих жидкостей и требования к ним
Назначение охлаждающих жидкостей заключается в охлаждении деталей двигателя, которые в процессе работы сильно нагреваются (например, поршни, гильзы цилиндров, головка блока), с целью обеспечения их нормальной работы.
|
|
Жидкости, предназначенные для систем охлаждения, должны соответствовать следующим требованиям:
• эффективно отводить тепло, для этого обладать высокой теплоёмкостью и теплопроводностью,
• не образовывать отложений и не загрязнять систему охлаждения,
• иметь высокую температуру кипения, иначе жидкость испариться,
• обладать низкой температурой начала кристаллизации, чтобы не замерзать в холодное время года,
- 46 -
• не вызывать коррозии и не разъедать уплотнительных и соединительных резиновых деталей,
• не повышать пожароопасность,
• не пениться,
• быть достаточно дешёвой и недефицитной.
Вода как охлаждающая жидкость
Вода нашла широкое применение, т.к. она обладает следующими преимуществами:
• доступна, дёшева, безвредна,
• удельная теплоёмкость воды при 15 º C составляет 4,2 кДж / (кг º C), а теплопроводность при 0 º C – 0,556 Вт /(м·К). Только немногие жидкости (этиловый спирт и этиленгликоль) имеют почти такие же высокие теплоёмкость и теплопроводность.
• она практически не склонна пениться и не разъедает резину, Однако наряду с преимуществами, воде также присущи недостатки:
• при низкой температуре она замерзает, а, замерзая, увеличивается в объёме примерно на 9% и, тем самым, создаёт опасность для системы охлаждения (трещины стенок рубашки охлаждения).
• температура кипения воды 100 º C, а это не во всех условиях эксплуатации, особенно в жаркое время года, удовлетворяет требованию: температура кипения должна быть на 20…30 % выше температуры в системе охлаждения.
• способна образовывать накипь – выпадающие в осадок при нагревании твёрдые соли (карбонаты и сульфаты кальция). Накипь ухудшает теплопроводность и нарушает тепловой режим двигателя. На интенсивность образования накипи влияет жёсткость воды (содержание в воде солей жёсткости). Чем жёстче вода, тем больше склонность к образованию накипи.
Дополнительные сведения:
Жёсткость характеризуется суммарным содержанием ионов Ca+ и Mg+, которое количественно выражается миллиграмм- эквивалентами на 1 л воды (мг-экв /л). 1 мг-экв/л соответствует содержанию в 1 л воды 20,04 мг кальция или 12,16 мг магния.
Вода считается мягкой, если в ней общее содержание солей жёсткости не превышает 3 мг- экв /л, средней жёсткости – 3 … 6 мг-экв./л, и жёсткой – свыше 6 мг-экв /л.
Обычно в северных районах воды мягкие, в средней полосе более жёсткие, наиболее жёсткая вода на юге страны. Самыми мягкими считаются снеговая и дождевая вода, достаточно мягкой – озёрная и речная, а наиболее жёсткой – колодезная, артезианская, ключевая. Пресные воды мягче, морские жёстче.
Для охлаждения может быть использована только мягкая вода. Вода средней и высокой жёсткости требует предварительного умягчения (кипячения, добавления соды или гашеной извести с последующим фильтрованием, магнитная обработка воды). Кроме того, перед использованием воду необходимо фильтровать от механических примесей.
Эффективным способом снижения образования накипи является добавление в воду (непосредственно в систему охлаждения) веществ, тормозящих процесс накипеобразования – ортофосфата натрия, тринатрийфосфата, кальциевого хромпика.
Целесообразно повторное использование воды, сливаемой из системы охлаждения, т. к. жёсткость этой воды меньше, чем свежей.