Тема 2.4. Автомобильные пластичные смазки

Знать назначение, состав и способы получения пластичных смазок, классификацию пластичных

смазок, свойства пластичных смазок: вязкостные, прочностные, температуру каплепадения,

механическую и коллоидную стабильность; марки смазок и область применения.

Общие сведения, состав и назначение пластичных смазок

Назначение пластичных смазок в уменьшении трения и износа трущихся деталей, предотвращении их задира, защита от коррозионного воздействия окружающей среды. Иногда пластичные смазки используются для герметизации и уплотнения зазоров между деталями

Пластичные смазкиэто смазочный материал, который занимает промежуточное положение между жидкими и твёрдыми смазочными материалами

Особенность пластичных смазок заключается в следующем: пластичные смазки способны в зависимости от условий работы вести себя и как твердые, и как жидкие тела. Например, при действии небольших нагрузок вести себя как твёрдое тело – удерживаться на вертикальных и наклонных поверхностях. При увеличении нагрузки или температуры они приобретают свойства жидких тел - начинают течь, как смазочные масла. Однако после прекращения действия нагрузки

они вновь приобретают свойства твёрдого тела. Преимущества смазок по сравнению с маслами заключаются в следующем:

• способны не вытекать, не выдавливаться из узлов смазывания;

• их вязкость практически не меняется с изменением температуры;

• обладают лучшими смазывающими свойствами,

• экономичнее. Особенность пластичных смазок обусловила их широкое применение в узлах трения,

труднодоступных для подвода смазочного материала, а также при больших удельных нагрузках и

малых скоростях перемещения деталей. Пластичные смазки представляют трёхкомпонентную систему:

1. Жидкая основа (индустриальные масла)

2. Загуститель. (10…15 %)

3. Наполнители и присадки (например, солидол содержит стабилизатор – воду) Присадки используются те же, что и для масел, а также графит и дисульфид молибдена.

Краткая характеристика пластичных смазок по составу и области применения приводится в таблице приложений П 2.8, а физико-химические свойства – в таблице приложений П 2.7.

Основные эксплуатационные свойства пластичных смазок

1. Предел прочности – нагрузка, при которой происходит разрушение структуры смазки, т. к. один слой смещается относительно другого. Предел прочности характеризует способность смазки не вытекать и не выдавливаться из узлов смазывания, не стекать и не скатываться с наклонных поверхностей. σПЧ = 300…1500 МПа (если нагрузка превышает это значение, то смазка начинает течь).

2. Механическая стабильность – это свойство, которое характеризует способность смазки противостоять разрушению.

3. Термическая стабильность – это свойство, которое характеризует способность смазки не упрочняться при кратковременном воздействии высоких температур и не прилипать к нагретым поверхностям.

4. Химическая стабильность – способность не окисляться до образования смол.

5. Коллоидная стабильность – способность противостоять расслаиванию, т.е. выделению масла из смазки под механическим и температурным воздействием в процессе хранения и применения.

6. Водостойкость – способность смазки не смываться водой. Зависит от природы загустителя. Наиболее водостойкие смазки с углеводородным загустителем (парафином и церезином).

- 44 -


7. Смазывающие свойства. Эти свойства характеризуют способность смазок предотвращать износ, заедание и задир трущихся поверхностей. Для улучшения смазывающих свойств пластичных смазок используют те же присадки, что и для масел.

8. Температура каплепадения – то температура, при которой упадет первая капля смазки, помещённой в капсюле специального прибора, нагреваемого в стандартных условиях. Во избежание вытекания смазки из узлов смазывания температура каплепадения должна превышать температуру трущихся поверхностей на 15…20ºC.

9. Коллоидная стабильность – это способность смазки препятствовать расслаиванию. Классификация пластичных смазок

1. По природе загустителя:

• Мыльные (в качестве загустителя применяют кальциевые, натриевые мыла жирных кислот).

• Неорганические (в качестве загустителя используется силикагель)

• Органические (в качестве загустителя используется сажа)

• Углеводородные (в качестве загустителя используется парафин или церезин).

2. По областям применения (или назначению):

2.1. Антифрикционные смазки. Их назначение – снижение трения и износа, предотвращение задира трущихся деталей. Они делятся:

a. Общего назначения. К ним относят солидол, консталин, графитную смазку (солидол и 15 % графита). Применяются в рессорах, зубчатых передачах при обычных температурах (солидолы – от – 30 до 65 ºC, консталин – от – 20 до 120 ºC, графитную – от – 20 до 65 ºC). Их преимущество состоит в повышенных защитных свойствах, недостаток – в низкой температуре плавления и механической стабильности.

b. Универсальные (многоцелевые). К ним относят Литол24, Фиол. Используются в широком диапазоне температур (от – 40 до 130 ºC) и во всех узлах трения.

c. Термостойкие смазки (при температурах от 150 ºC до 250 ºC). Их вязкость не изменяется даже при очень высоких температурах. К термостойким смазкам относят Униол3М, ЦИАТИМ 221. Разновидностью термостойких смазок являются низкотемпературные смазки, которые способны выдерживать достаточно низкие температуры. К таким смазкам относят Зимол (от – 50 до 100 ºC).

2.3. Консервационные смазки (защитные) смазки. Используются для защиты металлических поверхностей от коррозии. К ним относят петролатум и вазелин.

2.4. Уплотнительные смазки. Эти смазки используются для заполнения зазоров между деталями. Бывают арматурные и резьбовые.

2.5. Автомобильные смазки. Используются только в автомобилях для смазывания ступиц колёс, подвесок, рулевого механизма, подшипников, приборов электрооборудования. К автомобильным смазкам относят Фиол2 у,158, МЗ30, АМ (карданная смазка).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: